Фёдор Лемкуль «В медвежачий час»

Иллюстрации

Иллюстратор Фёдор Лемкуль
Автор Геннадий Цыферов
Страна СССР, Россия
Год издания 1982
Издательство Детская литература

Купить книгу или переиздание

labirint.ru

Обзор

Редко бывает, чтобы художник посвящал себя только одному виду творчества, но именно так случилось с Федором Лемкулем: всю свою жизнь он работал в детской книге.

Лемкуль окончил московский Полиграфический техникум, который в те времена выпускал художников книги. Своим основным учителем он считал графика П.А.Алякринского, много давшего молодому художнику не только в плане профессионального мастерства, но и в понимании искусства в целом.

После окончания техникума, Лемкуль работал в московских журналах и издательствах, а вскоре нарисовал иллюстрации к своим первым книгам — «Сказке о трамвае» Сергея Баруздина и «Моему змею» Мориса Карема.

Лемкуль принадлежал к поколению реформаторов детской книги. Его излюбленной техникой было комбинирование легкой прозрачной акварели с точными летящими штрихами, выполненными тушью. Графический язык Лемкуля легко узнаваем, его манера свободна и раскована, цвета насыщены, в рисунках много юмора и фантазии.

Всего же им было оформлено более 130 книг для детей, в числе проиллюстрированных авторов – Марк Твен, Карло Коллоди, Даниил ХармсСамуил Маршак, Корней Чуковский, Вениамин Каверин, Юлиан Тувим и многие другие.

Лев Токмаков писал о коллеге и друге: «Лемкуль — человек удивительно опрятного пластического мышления. Ничего лишнего — ни детали, ни жеста. Отбор настолько аскетичен и строг, что изображение подчас приближается к символу. Художник дорожит временем зрителя и в рисунке, как говорится, всегда укладывается в регламент. Внутренний душевный такт оказал влияние и на цветовой строй работ Лемкуля. У него почти нет локальных заливок. Возникающее в глубине фантастическое мерцание окрашивает плоскости предмета в сложные перламутровые тона.

Магия лемкулевского цвета завораживает, как завораживает созерцание драгоценных камней, то есть — исподволь и полностью. Продуманные колористические случайности, запланированные цветовые оговорки, а также строгий вкус при отборе окончательного варианта придают акварелям Лемкуля еле уловимый привкус музейности».

«В медвежачий час» Лемкуль проиллюстрировал в 1982 году, спустя десять лет после смерти Геннадия Цыферова.

В книге четыре цикла маленьких неторопливых историй, начинается повествование с дневника двухмесячного медвежонка, открывающего для себя удивительный мир, а заканчивается лиричной притчей о призрачной стране детства.

О чем бы ни рассказывали поэтичные короткие истории Цыферова, спутать их с чьими-то другими просто невозможно. Они помогают взглянуть на мир по-новому, увидеть что-то важное и удивительное в самом обыденном. В них нет ни капли морализаторства или нотаций, а герои живут по своим собственным правилам, самыми важными из которых являются доброта и внимательность к другим существам.

Доброму сказочнику Цыферову всегда везло на художников, его произведения иллюстрировали Франческа Ярбусова, Юрий Молоканов, Светозар ОстровЕвгений МонинВиктор ДувидовВадим КурчевскийАндрей Брей и многие другие.

Медвежьи истории тоже не были обделены их вниманием, рисунки к ним делали в свое время Сергей Алимов, Борис Тржемецкий и даже большой специалист по медведям Виктор Чижиков.

«…Весь день я не вздыхал, не восторгался, не делал этих бесконечных «ах» по всякому поводу. Нет, я спокойно дождался вечера. Сделал маленький парус, закрыл глаза и: «Ах, ах…»

Но что это?.. Где я?.. Тополь. Луг. Старенький домик, где-то во дворе мычит корова, поют птицы. А вот и мой дед. Седой старик с лучистыми глазами. Сейчас он как раз оторвался от работы и, смотря в небо, говорил:

«Алый закат – значит, завтра ветер».

Ну конечно, это она. Она. Она. Она. Далёкая страна моего детства. Именно сюда и унёс меня парус».

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.