Лучшие иллюстрированные книги октября 2015

Автор обзора: Евгения Шафферт

Стихи и сказки для детей

Автор Самуил Маршак
Иллюстратор Май Митурич
Издательство АСТ

Издательство «АСТ» предлагает читателям очередной сборник произведений известнейшего советского поэта с иллюстрациями столь же знаменитого художника Мая Митурича. Это два больших сборника стихотворений Маршака, которые впервые были изданы соответственно в 1966 г. (тот, что с петухом на обложке) и в 1971 г. (тот, на котором лошадка), они вышли в одном формате, этакой гармоничной парой, которую даже можно приобрести в общем коробе, украшенном иллюстрацией с форзаца первого сборника. Издатель не забывает напомнить, что за один из этих сборников (тот, что с петухом на обложке) М. Митурич был награжден Серебряной медалью на Международной Лейпцигской выставке искусства книги в 1965 г.

Изданий и переизданий произведений С. Маршака с иллюстрациями Мая Митурича было уже так много, что об этом очередном, пожалуй, нельзя сказать ничего нового, кроме рассуждений об уместности менять формат или качество бумаги для очередной публикации именно этих картинок (наверняка, некоторые читатели выскажут свое недовольство выбором мелованной бумаги, а другие начнут с ними спорить). В содержательном же аспекте можно лишь повторить уже однажды написанные Н. Розановой слова о пестроте, обилии картинок и стилистической разнородности иллюстраций, которая возникла в первую очередь из-за различия читательской адресации произведений, включенных в состав сборника (там есть стихотворения для младших дошкольников и те, которые лучше читать уже в среднем школьном возрасте).

Май Митурич "Стихи и сказки для детей"

Скрупулезный искусствоведческий анализ, проделанный Н. Розановой в очередном сборнике статей «Искусство книги» аж в 1970 г., позволяет современным взрослым читателям почувствовать себя чуть более компетентными и порассуждать о картинках на языке специалистов, ведь оказывается, что рисунки выполнены «в разных пластических техниках», кое-где «уплотнилось пространство, хотя намек на воздушную перспективу дан и здесь», а «»Красная страница» и «Желтая страница»… решены слишком «в лоб», без художественной интриги». Что до современного ребенка, то он точно оценит обилие белого поля в акварельных широких мазках Митурича и нипочём не заподозрит, что эти картинки были нарисованы более полувека назад.

Радует, что наши издатели не забывают о творчестве Мая Митурича: в октябре же в издательском доме Мещерякова вышло переиздание книги Г. Снегирёва «Пинагор» с непревзойденными иллюстрациями мастера.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон

 

Король с Арбата

Автор Владимир Чачин
Иллюстратор Кирилл Челушкин
Издательство Самокат

По поводу этого издания можно сказать вот что. Во-первых, это очень хороший текст, может быть не самый известный и не относящийся к «первому ряду», но написанный хорошим литературным языком и вписывающийся в беллетризированную автобиографическую линию «лейтенантской прозы». При этом Чачин шагнул до и после войны – его трилогия «Король с Арбата» охватывает добрый десяток лет, начинаясь за 4 года до войны. Впрочем, сейчас перед нами только первая часть этой трилогии. Во-вторых, эту книгу будут покупать только ради иллюстраций (и уже потом с удивлением обнаруживать, что там есть, что почитать). В-третьих, это может быть самый неожиданный для нас поворот в художественном творчестве Кирилла Челушкина.

Посудите сами, многоцветный и полный мифов и сказок Челушкин проиллюстрировал черно-белыми картинками сугубо реалистичную (почти документальную, близкую к высокому званию «свидетельство эпохи») повесть. В книге около двух десятков полосных иллюстраций, выполненных простым карандашом и углем на «серой» бумаге, кое-где с разводами, как будто художник рисовал на первом попавшемся клочке, вот даже на обертке, или же просто бумажки пролежали много лет где-то на чердаке. Все изображенное на них – дело прошлое, иллюстрации похожи на нерезкие поблекшие (или же, наоборот, затемненные) фотографии, сделанные с разных ракурсов, то снизу, как будто фотограф ловил кадр, лежа в окопе, затопленном водой примерно по колено, или просто фотографировал ребенок; то сверху, так чтобы можно было посмотреть на подростков, ночующих на крыше сараев под открытым небом. Удивительно вот что: ни один из тех, кого нарисовал художник, не улыбается по-настоящему. Даже в «мирные» 30-е годы. А вот обложка книги, в отличие от всех остальных иллюстраций, – цветная, художник изобразил яркую акварельную осень.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон

 

Полное собрание баллад о Робин Гуде

Иллюстратор Максим Кантор
Издательство АСТ

Аннотация издательства обещает нам уникальную книгу: в ней под одной обложкой представлен полный цикл баллад о Робин Гуде (часть из них была переведена специально для этого издания и впервые публикуется на русском языке). Впервые баллады выстроены в хронологической последовательности. Придумал всё это и проиллюстрировал книгу сам Максим Кантор, художник и писатель. Издатель подчеркивает, что художник отходит от устоявшегося канона изображения шервудского героя: вместо привычных викторианских представлений, в рамках которых Робин Гуд изображался как благородный филантроп, грабивший богатых, чтобы отдавать награбленное бедным, мы возвращаемся в позднесредневековую традицию баллад XV-XVI вв., когда хитрый и умный разбойник-оппозиционер просто грабит богатых, отнимая у них кошелёк в обмен на браконьерскую оленину.

Для книги художник нарисовал около сотни черно-белых и цветных графических иллюстраций, существенная часть которых никак не может рекомендоваться для просмотра в детских учреждениях. Средневековые реалии, как они есть, множество грубых и гротескных, совершенно не романтичных разбойников, ветвистые деревья Шервудского леса, а ещё изумительно красивые буквицы и невероятно реалистичные виселицы – это далеко не полный перечень визуальных впечатлений читателя-дилетанта от этой книги.

На самом деле это издание баллад про Робина Гуда с иллюстрациями Максима Кантора ещё не самое уникальное, в конце концов, «АСТ» печатает 2 тыс. экземпляров. Уникальным было аналогичное англоязычное, напечатанное самим автором в литографской мастерской Берлина на отлитой вручную бумаге в количестве 20 экземпляров.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Озон

 

Путешествие Голубой стрелы

Автор Джанни Родари
Иллюстратор Николетта Коста
Издательство Эксмо

Хотя Николетта Коста и не отмечена самыми громкими наградами за искусство иллюстрации, в Италии её хорошо знают и любят – наверное, невозможно не знать художника, оформившего почти три с половиной сотни книг в относительно небольшой стране, кстати для некоторых книг она выступила также автором. Придуманный ею персонаж, кролик Джулио, книжки-картинки о приключениях которого читают итальянские дошкольники, также имеет внушительную армию поклонников – более 12 тыс. подписчиков на facebook.

Рисунки Николетты очень узнаваемы – это как будто «декоративные», двухмерные, «плоские», сугубо оптимистичные картинки, переполненные ярким чистым цветом и совершенно не реалистичные. Коровы, облака, слоны и киты на её картинках улыбаются, деревья нарисованы так, как это делают дети: ствол и зелёное «облако» сверху или же ветки и зеленые овалы-листики вокруг каждой из них. Эмоциональная составляющая этих картинок чересчур однозначна, чтобы иллюстрировать ими книги, где печали и горести соседствуют с радостями и успехами, однако нельзя не признать, что множество улыбающихся, подчас нелепых существ поднимают настроение. Перспектива очень условна, а полосные иллюстрации пестрят множеством простых ярких и узнаваемых деталей. Впрочем, в «Путешествии Голубой стрелы» полосных иллюстраций мы практически не увидим, в основном книжка заполнена изображениями отдельных персонажей или маленьких сцен на полях и в тексте. Когда современный художник иллюстрирует книгу прошлых лет, порой случаются смешные несостыковки, не всем же хочется скрупулезно изучать реалии и менять привычный стиль в угоду «духу времени», но у Николетты Коста вполне получились условные «ретро-игрушки» и самая настоящая Бефана, которая итальянцам, как известно, вместо деда Мороза.

Кстати, книги с иллюстрациями Николетты Коста уже выходили на русском языке – в серии адаптированных для малышей историй «Волшебные сказки», которую в 2013 г. выпустило издательство «Феникс-Премьер», есть несколько книжек с её картинками.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон

 

Кот в сапогах

Автор Шарль Перро
Иллюстратор Фабиан Негри
Издательство Эксмо

В своей новой серии «Самые красивые сказки» издательство «Эксмо» представляет нам целый ряд известных итальянских иллюстраторов, в том числе Фабиана Негри, нарисовавшего картинки к очередному изданию «Кота в сапогах». Впрочем, итальянским иллюстратором детских книг Негри стал не сразу: сначала он родился в Арегнтине, затем изучал живопись в Мексике и, наконец, переехал в Италию, где работал дизайнером и рисовал иллюстрации для журналов. Когда у Негри родился сын, он стал подумывать об иллюстрировании детских книг, ну а предложения не заставили себя ждать. Похоже, всё у художника получается, ведь именно об этом говорят награды, полученные на биеннале в Братиславе, на всемирно известной выставке в Болонье и номинация на премию Х.-К. Андерсена!

Читатели отмечают, что каждую книгу художник рисует по-новому: то у него двухмерная монохромная графика, то полноцветная масляная живопись, то нежная чистая акварель, которой рисуются полосные иллюстрации с фоном и просто фигуры персонажей в причудливых позах (это как раз случай «Кота в сапогах»). В сказке «Кот в сапогах» художник не удивил каким-то исключительно оригинальным авангардным прочтением, он лаконичен в деталях, тщателен в образах главных героев и строго следует за сюжетом. Смелость и неординарность решений проявилась в одном – в цвете! Множество чистых и ярких оттенков, использованных для фонов, превращают рассматривание книги в своего рода арт-терапию. Кстати, художник уверяет, что самый сложный жанр для иллюстратора – не книжка-картинка, как уверял Морис Сендак, а классическая сказка, она требует невероятного терпения, на рисунки уходит масса времени, и чаще всего ничего не получается.

Fabián Negrín "Кот в сапогах"

Российские читатели уже знакомились с творчеством Негри: три года назад в издательстве «Самокат» выходила его книжка-картинка «Волшебные СМС-сказки», проиллюстрированная изысканными силуэтными иллюстрациями – настоящий театр теней. А вот его «визитная карточка» — книжка-картинка «В пасти волка» пока ждёт своего российского издателя.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт

 

Красная шапочка

Автор Шарль Перро
Иллюстратор Сильвия Провантини
Издательство Эксмо

Ещё одна книга переводной серии итальянского издательства Deagostini «Fiabe preziose» — это «Красная шапочка» с иллюстрациями Сильвии Провантини, миланской художницы, которая с 1993 г. работает книжным иллюстратором для двух итальянских издательств. Нельзя сказать, что это – иллюстратор с мировым именем, в то же время нельзя не признать, что пара десятков достойных книжек на родине – это хороший результат, да и «Шапочка» художнице удалась. В рисунках много движения и юмора, читатель смотрит на происходящее с самых разных ракурсов – то сверху, то сбоку, то спереди, а сцена, в которой волк раскрывает невероятно широкую зубастую пасть – так и вовсе шедевр.

Самое же интересное, пожалуй, то, что Сильвия Провантини дважды рисовала картинки для этой сказки, и всякий раз придумывала новое решение, оставаясь в общем гротескно-девичьем русле. В этой, более современной версии выбраны нежные цвета – сама Шапочка одета в розовое платье, бабушка укрыта голубым покрывалом, так что сказка не выглядит страшной историей, скорее это какая-то очередная театральная постановка, а вот в другой «Шапочке» художницы, созданной пять лет назад, преобладает красный цвет, что сразу повышает градус тревожности и будит чувство опасности у читателя.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт

 

Моя мама в Америке, она видела Буффало Билла

Автор Жан Реньо
Иллюстратор Эмиль Браво
Издательство Бумкнига

Комикс об одном маленьком мальчике, который не помнит, куда делась его мама, и очень надеется, что та когда-нибудь вернется, собрал кучу литературных премий, включая Немецкую детскую литературную премию (кстати, единственный раз за всё существование этой премии её отдали истории, рассказанной в формате комикса), был переведён на несколько языков, а во Франции, говорят, его изучают в школе. Иллюстратором этой печальной и предельно честной истории стал Эмиль Браво, известный российским читателям по книге «Уроки рыбалки» (издательство «Поляндрия», 2014 г.) и серии смешных комиксов про семерых медведей-гномов (издательство «Комильфо», 2014 г.).

Художника, выросшего на классических франко-бельгийских комиксах, нередко сравнивают с тем самым Эрже и говорят, что Браво использует в своём творчестве фирменный приём автора Тинтина – «чистую линию». Хотя сам Браво уверяет, что он рисует фломастером-кистью на толстой бумаге, что до цвета, то для этого есть компьютер. Именно с его помощью удалось добиться эффекта «ретро» в комиксе «Моя мама в Америке, она видела Буффало Билла», действие которого происходит, по замыслу авторов, примерно в 70-е гг. прошлого века.

Это уже не первый опыт совместного творчества Жана Реньо и Эмилья Браво. Художник отметил, что в данной работе он старался рисовать как можно более просто, выражая самое главное в этой истории, – эмоции и взаимоотношения героев. Именно поэтому в этой книге меньше деталей, чем в других работах художника, ведь в ней очень важно обращать внимание на диалоги и настроение.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон

 

История одного привидения

Автор Мак Барнет
Иллюстратор Кристиан Робинсон
Издательство Карьера-Пресс

Историй об одиноких детях и их воображаемых друзьях написано не так уж и мало, и перед нами одна из них. Книжка-картинка про привидение Лео, которое стало настоящим другом для маленькой девочки, — новинка этого года, на английском языке она вышла в августе 2015 г., а спустя всего лишь пару месяцев появилась в России.

Иллюстратор книги – Кристиан Робинсон – один из самых востребованных сегодня художников детской книги. Работая над историей Лео, он выбрал очень ограниченную палитру: в книге используется только черный, серый и несколько оттенков синего. Сам Лео изображен белой или светло-синей контурной линией, а живые люди нарисованы синими оттенками, даже девочка Джейн, кудряшки которой очевидно указывают на афро-американское происхождение героини. Художник создал историю в своей традиционной технике: сначала сделал эскиз с помощью фотошопа, а затем нарисовал картинки, сочетая рисунки акрилом с коллажем.

Пока этот материал готовился к публикации, стало известно, что книжка-картинка о привидении Лео двух молодых авторов – Мака Барнета и Кристиана Робинсона – вошла в список лучших иллюстрированных книг 2015 г. по версии New York Times. Впрочем, это не единственная и не главная награда создателей книги, один из которых (Мак Барнет) – лауреат Caldecott Honor, а второй (Кристиан Робинсон) был удостоен высшей награды ярмарки в Болонье в номинации нон-фикшн.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт

 

Я не сделал уроки, потому что…

Автор Давид Кали
Иллюстратор Бенджамин Шо
Издательство Карьера-Пресс

Эта книга – как одна сплошная шутка, в которой ученик выдумывает все более и более невероятные причины, объясняющие не выполненное домашнее задание, и если рассказ о кролике, который сгрыз все карандаши и тетрадки кажется хоть немного вероятным, то в робота, разрушившего дом, нападение викингов или гномов-воришек уж точно никто не поверит! Перед иллюстратором стояла задача проиллюстрировать каждое из этих фантастических объяснений, что он и сделал в формате «одно предложение – одна картинка». Получилась очень остроумная книжка-картинка, на каждой странице которой изображена какая-то смешная, фантастическая ситуация. Иллюстратор знает секрет успеха: много забавных подробностей, яркие цвета, четкие линии, «разрезы» и схемы, все существа и необычные ситуации выглядят дико, необузданно и на редкость по-дурацки. Именно в таком стиле, то ближе к варианту wimmelbuch, то в рамках малышовой книжки-картинки с простыми четкими контурами и яркими фонами, оформлено большинство книг Шо (их кстати уже шесть десятков), что не мешает некоторым читателям сравнивать его работы с макабрическими рисунками Эдварда Гори.

В детстве Бенджамин Шо мечтал стать знаменитым лыжником, однако из-за травмы отправился учиться на художника. Среди самых известных его книг можно указать серию книжек-картинок про слоненка Помело, а также книжку-картинку «The Bears’s Song», за которую автор был отмечен золотой медалью ежегодной выставки «The Original Art». Кстати, медведь – это то самое животное, с которым художник ассоциирует себя. Что до литературного героя, то тут он сильнее всего похож на 6-летнего мальчика Кальвина из серии комиксов Билла Уотерсона «Кальвин и Хоббс». Для российских читателей эта встреча с иллюстратором – первая. Что до автора книги, Давида Кали, то российские читатели уже знакомы с ним по книжке-картинке «Враг», проиллюстрированной Сержем Блохом (Блоком).

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт

 

Энциклопедия супергероев, кумиров и прочих супербогов

Автор Бланшар Анн, Пуи Жан-Бернар, Мизио Франсис
Иллюстратор Серж Блох
Издательство Клевер-Медиа-Груп

Энциклопедия, в которой рассказывается о выдуманных героях, таких как Зорро, Супермен или Тинтин, завершает серию «Удивительных энциклопедий», посвящённых великим людям и персонажам (ранее уже выходили «Энциклопедия балбесов» и «Энциклопедия мятежников»). Все три книги проиллюстрированы Сержем Блохом, который вовсе не стремился придать своим смелым почеркушкам портретное сходство с описываемыми героями, однако сделал их на редкость узнаваемыми. Все его иллюстрации – это коллажи, составленные из контурных рисунков, напоминающих наброски тушью или маркером, фотографий и предметов окружающего мира. Воротником для Гарри Поттера стала измятая бумажка, Питер Пен изображен на фоне отпечатков зелёных листьев, а гротескный Зорро сидит на настоящем коне.

Серж Блох проиллюстрировал более 300 книг, две из них превратились в мультсериалы, кроме этого он регулярно создает иллюстрации и обложки для таких знаковых журналов и газет, как The Washington Post, Wall Street Journal, Chicago Tribune, New York Times и Los Angeles Times, New York Magazine. Самые известные персонажи Блоха – это брат и сестра Макс и Лили, книжки о которых выходят во Франции с 1992 г. (на сегодняшний день продано уже полтора миллиона экземпляров книг), и летающий супергерой Самсам, замеченный в серии комиксов и мультипликационном сериале. В России Блоха знают не только по серии энциклопедий, выпущенных «Клевер-Медиа-Груп», несколько лет назад в том же издательстве выходила книга Оскара Бренифье «Что такое чувства?», наполненная добрыми смешными коллажами Блоха, а издательство «КомпасГид» выпустило антимилитаристскую книгу «Враг», иллюстрации которой ООН использует в качестве послания о мире.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон

 

Друзья! Вы можете поддержать наш проект, чтобы мы могли развивать его и публиковать больше интересных авторских материалов об иллюстрированной книге.

 

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *