Автор обзора: Евгения Шафферт
Бармалей
![](http://www.fairyroom.ru/wp-content/uploads/2015/08/33147.jpg)
Автор Корней Чуковский
Иллюстратор Мстислав Добужинский
Издательство Мелик-Пашаев
Историю появления сказки «Бармалей» сам Корней Чуковский записал в знаменитую «Чукоккалу»: «В 1924 году мы бродили с Добужинским по Петроградской стороне. Он нежно любил Петербург, о чем свидетельствуют его поэтические иллюстрации к „Белым ночам” Достоевского и многие другие рисунки. Гуляя, мы вышли на Бармалееву улицу.
— Почему у этой улицы такое название? — спросил я. — Что это был за Бармалей? Любовник Екатерины Второй? Генерал? Вельможа? Придворный лекарь?
— Нет, — уверенно сказал Добужинский. — Это был разбойник. Знаменитый пират. Вот напишите-ка о нем сказку. Он был вот такой. В треуголке, с такими усищами.
И, вынув из кармана альбомчик, Добужинский нарисовал Бармалея. Вернувшись домой, я сочинил сказку об этом разбойнике, а Добужинский украсил ее прелестными своими рисунками. Сказка вышла в издательстве „Радуга”, и теперь это издание редкость».
Мирон Петровский в своей работе «Книги нашего детства» озвучивает ещё несколько версий рождения сказки о разбойнике в Африке, но все они сходятся в одном: именно Добужинскому мы обязаны образом пирата Бармалея, он выступил не просто первым художником сказки Корнея Чуковского, но и её полноценным соавтором.
На этих иллюстрациях Бармалей представлен как темнокожий небритый пират в красной бандане, вооруженный огромными кривыми саблями, а Айболит совершенно не похож на доброго ветеринара в белом халате и шапочке с красным крестом, к которому мы привыкли: перед нами стоит элегантный пузатый джентльмен в жёлтых брюках и элегантном фраке с манишкой. Впервые сказка с иллюстрациями М. Добужинского вышла в 1925 г. в издательстве «Радуга», как уже было указано выше. Впоследствии книжка с этими картинками переиздавалась. Например, в 1983 г. она вышла в серии «Художники детям. Из истории советской детской книги» ленинградского издательства «Художник РСФСР».
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон
Тройка
![](http://www.fairyroom.ru/wp-content/uploads/2015/08/33148.jpg)
Автор Наталья Колпакова
Иллюстратор Татьяна Маврина
Издательство Речь
Короткая сказка в стихах о том, как деревянные игрушки, дед Данила с бабкой Ненилой, отправились из деревни Матрёшкино в город Ванькино-Встанькино, чтобы там людей повидать и себя показать, издается впервые с 1962 г. (тогда она выходила в издательстве «Детгиз»). Иллюстрации тонкой книжки продемонстрируют читателю большое разнообразие народных игрушек, самодельных и деревянных, из разных уголков России.
Издатели сообщают, что книжка печатается полностью с оригинальных рисунков, для современных изданий с иллюстрациями Т. Мавриной это – большая редкость. В этом издании (в отличие от вышедших недавно в издательстве «Нигма» переизданий «Царевны-лягушки» и сказок А. С. Пушкина с её иллюстрациями 40-50-х гг.) перед нами уже вполне узнаваемая, характерная манера Т. Мавриной, с её выраженными грубоватыми линиями, цветовыми пятнами, сюжетами, имеющими много общего с народным искусством лубка, традиционной росписи. Читатели могут увидеть в «Тройке» много общего со знаменитыми мавринскими «Сказочными зверями» и «Сказочной азбукой», нарисованными несколькими годами позже.
Татьяна Маврина по сей день остаётся единственным российским художником-иллюстратором, получившим премию Г.-Х. Андерсена за выдающийся вклад в иллюстрирование детских книг.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон
Золотая Ригма
![](http://www.fairyroom.ru/wp-content/uploads/2015/08/33149.jpg)
Автор Всеволод Сысоев
Иллюстратор Геннадий Павлишин
Издательство Речь
Сборник произведений хабаровского краеведа, натуралиста, путешественника и учёного Всеволода Сысоева с иллюстрациями Геннадия Павлишина издавали неоднократно (в 1983-84 гг., потом в 90-е гг. в двух томах). В книгу включены три большие повести и несколько рассказов, все они посвящены природе и людям Приамурья. Можно сказать, что это – самая известная книга, представляющая нам творчество хабаровского художника. Как сообщают в издательстве «Речь», оригиналы рисунков к «Золотой Ригме» утеряны (в 90-е гг. автор отправил их в московское издательство, и они пропали), так что книгу делали на основании тех печатных материалов, которые сохранились, прежде всего – по изданию 1983 г.
Издание содержит несколько десятков больших полуполосных, полосных и разворотных акварельных иллюстраций, на большинстве из них изображена дикая природа Приамурья. Как рассказывал автор книги, Всеволод Сысоев (который, к слову, считал «Ригму» самой дорогой своему сердцу книгой), «чтобы создать эти правдивые картины природы Приамурья, художнику пришлось в течение нескольких лет путешествовать по девственным лесам края, бродить в царстве тигров и медведей, многие часы проводить в Алма-Атинском зоопарке, где содержатся дальневосточные звери, и делать сотни рисунков, этюдов с натуры, портреты».
Геннадий Павлишин – мастер с мировым именем. Он – народный художник России, обладатель «Золотого яблока» книжной выставки Братиславы и золотой медали Лейпцигской книжной выставки (эти награды были получены за книгу «Амурские сказки»), в Японии Павлишин получил высшую награду сразу в восьми номинациях конкурса «Лучшая книга Японии» за книгу об олене, а в Италии были признаны его работы в мозаичной технике. Павлишин много работал в области научной иллюстрации, создавал альбомы, посвящённые материальной культуре народов Приамурья. Сам художник лучшей своей работой считает книгу «Навстречу времени», посвящённую строительству БАМа (М.: Советская Россия, 1985). На встрече с читателями в дальневосточной научной библиотеке г. Хабаровска Павлишин рассказал, что ботаники обнаружили на одной из картинок книги неизвестный науке цветок, а ведь художник срисовывал растение с натуры.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон
Сказки
![](http://www.fairyroom.ru/wp-content/uploads/2015/08/33150.jpg)
Автор Сакариас Топелиус
Иллюстратор Тамара Юфа
Издательство Речь
Сборник из одиннадцати сказок скандинавского писателя Сакариаса Топелиуса – это первое за многие годы издание с иллюстрациями петрозаводской художницы Тамары Юфы. Перед нами не просто очередное переиздание советского шедевра детской книжной иллюстрации, а полностью переработанная книга: специально для неё художница переделала иллюстрации. В первую очередь это было связано с тем, что живописные оригиналы, с которых печаталось издание 1979 г., не сохранились, и Юфа была категорически против публикации сборника на основе сканированных изображений из прошлого издания. В конечном итоге Тамара Григорьевна согласилась перерисовать книгу по-новому, эта работа заняла почти год. Новые картинки были нарисованы в другом формате, кое-где художница изменила сюжет, фон, а также отказалась от цветочных рамок. Вместо них каждая картинка (все цветные иллюстрации в книге – полосные) заключена в обычную однотонную рамку, соответствующую цветовой гамме конкретной иллюстрации, а титульный лист и заставки выполнены в орнаментально-декоративном стиле, черным контуром, с преобладанием линий и ромбов, что очень перекликается с цветными иллюстрациями, в которых также много ромбических элементов.
Издатели отмечают, что все предыдущие книги с иллюстрациями художницы, выходившие в региональном издательстве «Карелия», значительно уступали качеством оригиналам работ, с чем связано было нежелание художницы вновь обращаться к книжной графике. Однако новые полиграфические возможности и материалы позволили издавать работы Тамары Юфы в достойном виде. В данный момент в издательстве идёт подготовка ещё одной книги с иллюстрациями художницы – сборника скандинавских сказок «Три золотых листочка».
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон
Прелестные приключения
![](http://www.fairyroom.ru/wp-content/uploads/2015/08/331512.jpg)
Автор Булат Окуджава
Иллюстратор Евгений Антоненков
Издательство Время
Сказку «Прелестные приключения» Булат Окуджава сочинял для своего сына. Это была не история перед сном, как у Астрид Линдгрен, а история в письмах: Булат Шавлович писал главы сказки от руки крупными печатными буквами, сам же их иллюстрировал и отправлял из Ялты в Москву 5-летнему мальчику. Так поэт пытался приохотить сына к чтению. Поскольку сказка родилась на берегу моря, основное её содержание – это морское приключение. Слегка гротескное, игровое и как будто игрушечное путешествие, в которое автор отправился в компании Крэга Кутенейского барана, Змеи и Фарфорового льва (герои имеют реальных прототипов – это игрушки и сувениры с книжных полок поэта).
В издательской аннотации к новому изданию сказки говорится, будто книга выходила лишь дважды и оба раза – с иллюстрациями автора, но это совершенно не так. Первое издание «Прелестных приключений» появилось в 1971 г. в Грузии с картинками грузинских же художников Эристави и Мирзашвили, а в 1993 г. вышла тонкая книжка на скрепке с замечательными цветными иллюстрациями И. Волковой. Лишь в 2005 г. книжка была издана с иллюстрациями автора, однако незадолго до этого Окуджава сделал новую редакцию «Приключений», которая была издана лишь в формате аудиокниги. Новая редакция ни разу не публиковалась в печатном варианте, и именно этот текст сотрудники мемориального музея Булата Шавловича попросили проиллюстрировать Евгения Антоненкова, который, как сообщает Юнна Мориц, «двигает ушами фантазии живой». Работа началась в 2013 г.
Новые иллюстрации, в отличие от авторских, — цветные. Главный герой-рассказчик удивительно похож на молодого Окуджаву, а пейзажи за окном совершенно крымские – кипарисы на фоне моря, где и родилась эта сказка. Как и в других книгах, оформленных Е. Антоненковым, здесь есть большие полосные иллюстрации, и множество небольших, окруженных текстом цветных картинок, изображающих мизансцены с участием главных героев. Заставки стилизованы под авторские рисунки поэта, а вся книга полна сине-зелёных оттенков, что вполне закономерно, ведь это очень «морская» сказка.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт
Алиса в стране чудес
![](http://www.fairyroom.ru/wp-content/uploads/2015/08/33152.jpg)
Автор Льюис Кэрролл
Иллюстратор Туве Янссон
Издательство Махаон
Кажется, что каждый более-менее известный художник пытался проиллюстрировать сказку Льюиса Кэрролла. Туве Янссон взялась за эту работу в начале 60-х гг. (в Финляндии книга с её картинками впервые вышла в 1963 г.), к этому моменту она была уже знаменитым автором сказочных повестей и комиксов про семейство муми-троллей. Художница нарисовала множество картинок для английской сказки, большинство из них – черно-белые, и только одиннадцать полосных иллюстраций – полноцветные. Начало каждой главы сопровождается широкой картинкой-заставкой, с сюжетом из истории. Многие читатели сразу же заметили, что герои «Алисы» в исполнении Янссон чрезвычайно похожи на выходцев из мира муми-троллей, некоторые так просто перекочевали из одной книги в другую.
«Алиса в стране чудес» — не единственное произведение Кэрролла, которое заинтересовало Туве Янссон как художницу. Известны также её иллюстрации к поэме «Охота на Снарка» (в России книгу с этими картинками выпустило в прошлом году издательство «Albus Corvus»). Нынешнее издание – уже второе в России, в прошлый раз «Алиса в стране чудес» с картинками Туве Янссон выходила в 2008 г. в издательстве «Рипол».
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон
На земле и в океане
![](http://www.fairyroom.ru/wp-content/uploads/2015/08/33153.jpg)
Автор Элисон Джей
Иллюстратор Элисон Джей
Издательство Поляндрия
Очередная книга Элисон Джей (ранее в издательстве уже выходили её авторские книжки-картинки «Слушай! Слушай!» и «Прогулка с Луной») посвящена лету, морю и солнцу – всему тому, о чём совсем скоро мы будем скучать. Главный герой книги – маленький мальчик, который живёт на маяке. Он, его домашние животные и прочие любители моря наслаждаются летом и солнцем. Но однажды море вынесло на песок гигантского осьминога. Кто-то испугался морского чудовища, но только не маленький мальчик, который решил спасти гиганта и вернуть его в море.
Элисон Джей не из тех художников, которые постоянно пробуют новое и работают в разных техниках и стилях, скорее наоборот, она очень узнаваема. Каждая её картинка — это сцена с множеством деталей, выполненная яркими, контрастными, очень жизнерадостными цветами, с характерными трещинками по всему рисунку. В отличие от многих современных иллюстраторов, Элисон совершенно не использует в своей работе компьютер (в одном из интервью она призналась, что всё-таки купила себе графический планшет, но он так и остался лежать не распакованным). Все иллюстрации она рисует на бумаге, начиная с карандашного наброска на небольшом листке. Придумав общую композицию и персонажей, которые расположатся на книжном развороте, художница раскрашивает картинку, начиная с неба, от фона к основным деталям. Во всех работах используются одни и те же материалы: сначала бумага раскрашивается быстросохнущей масляной краской, затем, после одобрения издателя, картинка покрывается специальным кракелюрным лаком, благодаря чему и появляются знаменитые трещинки, ставшие своего рода визитной карточкой иллюстратора. Ещё одним характерным признаком иллюстраций Элисон Джей являются причудливые пропорции лица и тела при изображении человеческих фигур.
Элисон Джей иллюстрирует детские книги уже около двадцати лет. За это время она нарисовала иллюстрации примерно для трех десятков книжек-картинок и полутора десятков картонных книжек для самых маленьких. Джей отметилась и в классических сюжетах: были изданы «Щелкунчик» и «Алиса в стране чудес» с её иллюстрациями. Авторская книжка-картинка «На земле и в океане» была нарисована по заказу издательства и впервые вышла летом 2014 г. Спустя год, она издается на русском языке.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт
Рождественская песнь
![](http://www.fairyroom.ru/wp-content/uploads/2015/08/33154.jpg)
Автор Чарльз Диккенс
Иллюстратор Роберт Инноченти
Издательство Эксмо
Итальянский художник Роберто Инноченти – один из немногих лауреатов премии Г.-Х. Андерсена, так и не получивших академического образования. Да что говорить об обучении живописи, если Инноченти даже школу не успел окончить: слишком рано начал работать. Рисовать он учился самостоятельно, работая в студии анимации. А уже в 70-е гг. стал известен как иллюстратор детских сказок, когда вышла сказка «Золушка» с его картинками. С тех пор он проиллюстрировал целый ряд классических текстов из золотого фонда мировой детской литературы, в том числе «Рождественскую песнь в прозе» Чарльза Диккенса, классический святочный рассказ о том, как скупец и скряга дядюшка Скрудж встречается с духами Рождества и осознает, как важно делать добро и делиться со своими ближними. На английском языке книга с его иллюстрациями впервые публикуется в 1990 г., а сейчас, спустя 25 лет, она выходит в подарочной серии издательства «Эксмо».
Характерная черта иллюстраций Инноченти – почти фотографическая точность изображений, воплощенная в акварельном рисунке, – проявилась и в этих иллюстрациях. Интересно, что большая часть картинок выполнена ограниченным количеством цветов, художник сосредоточился на разных оттенках коричневого, и редких вкраплениях белого – дело ведь происходит зимой. Сумрачная атмосфера иллюстраций позволяет читателю лучше понять тёмный и затхлый внутренний мир дядюшки Скруджа, и многоцветный радостный рождественский праздник, возникающий вдруг среди темных сцен, выглядит неожиданно контрастно.
Российские читатели знакомы с творчеством этого художника. Несколько лет назад в том же самом издательстве уже выходили «Приключения Пиноккио» и «Щелкунчик» с иллюстрациями Инноченти, а в этом году издательство «Пешком в историю» представило книжку-картинку Патрика Дж. Льюиса «Старый дом», в которой Инноченти изобразил, как меняется дом на протяжении сотни лет. К сожалению, российские издатели пока не обращали внимания на авторские книги Инноченти о Холокосте, «Белую Розу» и «Историю Эрики».
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон
Джейн, лиса и я
![](http://www.fairyroom.ru/wp-content/uploads/2015/08/33155.jpg)
Автор Фанни Брит
Иллюстратор Изабель Арсено
Издательство Albus Corvus
Изабель Арсено – известный канадский иллюстратор детских книг и графических романов, она трижды лауреат канадской премии Governor General’s Award, а New York Times дважды называл её книги среди лучших иллюстрированных книжек года. Российские читатели впервые знакомятся с её творчеством по книге «Джейн, лиса и я», главная героиня которой – девочка, ставшая объектом травли одноклассниц. Девочка страдает от буллинга, жизнь превращается для неё в пытку, спасением от которой становятся книга «Джейн Эйр», настоящая рыжая лиса и новая подруга Жеральдин. Впервые книга вышла во Франции в 2011 г. Несмотря на то, что это очень личная история (автор сочинял её, основываясь на собственном непростом детском опыте), и автор с художником затруднялись определить, для какой именно аудитории они её создают, книга завоевала множество литературных премий и переведена на дюжину языков.
По словам Изабель, она очень давно мечтала нарисовать объемный графический роман. В тексте Фанни Брит её привлекла многоплановость повествования: надо было изобразить жизнь девочки в школе, а ещё её внутренние переживания, когда она читает роман Шарлотты Бронте. Чтобы отразить эти два уровня повествования, иллюстратор решила чередовать чёрно-белые страницы с цветными рисунками. Карандашом была нарисована школьная история, а то, что происходило в воображении во время чтения романа – цветными чернилами. В конце, когда история с буллингом находит реальный позитивный исход, два разных стиля как будто объединяются: на чёрно-белых страницах появляются цветные акценты и детали, рисунки становятся более жизнерадостными.
Во всех работах Изабель Арсено много белого пространства, а основным цветом остаётся серый, ей нравится выбирать яркие цвета и противопоставлять редкие цветные детали разным оттенкам серого цвета. Так она подчеркивает изменения в эмоциональном мире героев, обозначает новые сюжетные линии, обращает внимание читателя на то, что ей кажется важным. Обычно она работает карандашами, углем и черными чернилами, а для цветных изображений использует акварель и гуашь.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон
Большая книга природы
![](http://www.fairyroom.ru/wp-content/uploads/2015/08/33156.jpg)
Автор Никола Дэвис
Иллюстратор Марк Херлд
Издательство Манн, Иванов и Фербер
«Большая книга природы» лишь с первого взгляда кажется очередной красивой познавательной книжкой про лес и времена года, а на самом деле энциклопедическая информация там соседствует со стихотворениями о природе. В книге очень мало текста, внимание читателя сосредотачивается в первую очередь на иллюстрациях. Эти яркие, разноцветные картинки выполнены в технике коллажа с использованием очень широкого спектра материалов и техник. Художник Марк Херлд рисует на бумаге пастелью, цветными карандашами, акварелью и тушью, затем дополняет композицию другими рисунками, наклеивая их сверху, а также деталями из текстиля и природных материалов. Заголовки выполнены авторским рукописным шрифтом.
Несмотря на то, что Херлд – живописец (он изучал научную иллюстрацию в Школе искусств Глазго и в Королевском колледже), профессиональные премии он получает в области дизайна. Например, в 2012 г. он был отмечен Elle Deco British Design Award 2012 за дизайн обоев «Harvest Hare». Вот как Херлд описывает самого себя: «Мастер коллажей, гравер, дизайнер того и другого, и коллекционер барахла», спектр его занятий чрезвычайно широк: кроме оформления книг, он занимается дизайном тканей, обоев и интерьеров, росписью керамики и литографией. Источником вдохновения художник называет растительный и животный мир Великобритании.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон
Собор. Замок.
![](http://www.fairyroom.ru/wp-content/uploads/2015/08/33157.jpg)
Автор Дэвид Маколи
Иллюстратор Дэвид Маколи
Издательство Добрая книга
Дэвид Маколи – знаменитый художник, автор научно-популярных книг, программ и документальных фильмов, а также архитектор. Большинство его книг посвящены рассказу об архитектуре, строительстве и внутреннем устройстве механизмов. Издательство «Добрая книга» представляет читателям две его известнейшие работы, авторские книги «Собор» и «Замок», правда не в их первоначальном, чёрно-белом варианте, а в более позднем, полноцветном.
Книга «Собор» появилась в 1973 г., в следующем году она стала лауреатом Caldecott Honor (спустя 5 лет ту же самую награду получит книга «Замок», а в 1991 г. Маколи получит Медаль Калдекотта за книжку «Белое и черное»). В этой книге жители вымышленного французского города Chutreaux в середине XIII в. начинают строительство готического собора. Глава за главой Маколи объясняет, а главное подробнейшим образом рисует, все нюансы строительства: как выглядят рабочие, какие инструменты нужны им на стройке, каким образом укладывался фундамент, с помощью каких технологий в XIII в. делали окна почти 20-метровой высоты, каким образом поднимали строительные блоки на большую высоту и многое другое.
Книга «Замок», опубликованная в 1978 г., демонстрирует читателям процесс строительства другого вымышленного сооружения, замка, возводившегося якобы с 1283 по 1288 в Уэльсе. Считается, что большую часть макета и архитектурных особенностей Маколи заимствовал у реального Harlech Castle, хотя его «замок» напоминает множество валлийских замков того периода. Читатель видит на изображениях книги архитектурные особенности города-крепости этого периода, знакомится с историческим контекстом и эволюцией традиций строительства.
Смотреть иллюстрации
Купить книги Лабиринт | Озон
Друзья! Вы можете поддержать наш проект, чтобы мы могли развивать его и публиковать больше интересных авторских материалов об иллюстрированной книге.