Лучшие иллюстрированные книги июня 2016

Автор обзора: Евгения Шафферт

Дверь на лугу

Автор коми-пермяцкие народные сказки
Иллюстратор Николай Попов
Издательство Речь

Кажется, будто иллюстратор Николай Попов очень однозначен: на обложке сборника коми-пермяцких сказок «Дверь на лугу» нарисована именно деревянная дверь, которая стоит как раз на лугу! Из-за двери выглядывает довольно озорная героиня и как бы сразу намекает нам: не всё так просто с этим художником! Он не пытается быть специально «детским», но иллюстрации к сказкам получаются жизнерадостными, все персонажи улыбчивы и как будто расположены к читателю. Его жизнерадостность таинственная, пространство рисунка не изобилует лишними деталями, большая часть заполнена как будто дымкой или дальними лесными просторами. Кстати, быть ярким и светлым художник тоже не стремится: рисунки выполнены в ограниченной цветовой гамме (серый, зеленый, коричневый), нередко на тёмном фоне, как будто в книжке все время сумерки и вечер.

В сборнике вообще нет небольших картинок – только полностраничные, полосные и двухполосные. Иллюстрации Попова для читателя не становятся ребусом, который надо распутывать, поворачивая страницу и рассматривая многочисленные детали, тут выдержаны пропорции, очень четко выделено главное и второстепенное, небо отделено от земли, а примерно в центре иллюстрации расположено самое главное. Художник сам формулирует для себя главные принципы иллюстрирования и очень четко их выдерживает: «Современные… тенденции в изоискусстве требуют от художника обостренного чувства плоскости. У иллюстратора это чувство должно быть развито вдвойне, ибо в отличии от станковиста он работает в заранее заданном пространстве, обусловленном книжным блоком, шрифтом, литературой. Поэтому мне кажется актуальной сегодня перестановка понятий в обратном порядке: на плоскости, в пространстве, форма. Ибо, только заботясь о плоскости, можно создать пространство, и только думая о том, в каком пространстве работаешь, можно создать «безошибочную» форму».

Сборник «Дверь на лугу» не переиздавался с 1990 г., да и тогда он появился не в том качестве, которого требуют работы Николая Попова: книга была напечатана на офсете не самым лучшим образом. Специалисты издательства «Речь» очень внимательно отнеслись к работам художника, выпустив переиздание на матовой мелованной бумаге в серии «Образ Речи», все иллюстрации печатались с оригиналов. В данный момент в издательстве готовится ещё одна книга с картинками Н. Попова – сборник «Трынцы-брынцы-бубенцы», а до этого книжка-картинка с его иллюстрациями «Зачем?» выходила в 2010 г. в детской редакции «Рипол-Кит».

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон

 

Волшебное дерево

Автор Андрей Усачев
Иллюстратор Игорь Олейников
Издательство Дельфин

Серия сюрреалистических рисунков Игоря Олейникова, которая вот уже три раза издавалась в виде календаря (впервые такой календарь – «Семейный календарь-планнинг» — вышел накануне 2015 г. в издательстве «Никея»), превратилась в книжку – сборник сказок «Волшебное дерево». Поскольку читатели уже неоднократно видели эти иллюстрации без текстового сопровождения, можно было бы предположить, что эти немного странные короткие сказки, в которых пингвиньи яйца летают, а медузы и моллюски скрывают богатый внутренний мир, сочинялись к уже готовым картинкам. В то же время издательство отмечает, что тексты «засыпательных историй» печатаются «в сокращении».

Так или иначе, иллюстрации Олейникова кажутся вполне самодостаточными: на каждой из них с разными героями происходят фантастические вещи: что-то куда-то движется на фоне сюрреалистичных пейзажей с орнаментами, пышными деревьями и пингвинами. Рисунки продиктовали формат книги: все одинакового размера (если не считать небольшого фрагмента на фронтисписе и собственно обложки), вытянутые по горизонтали, они задали альбомную ориентацию сборника. Иллюстрации нарисованы гуашью, и мы видим обычные для Олейникова слегка размытые контуры, разнообразие палитры, слегка приглушенные цвета, так что силуэты на его картинах как будто проступают сквозь дымку, пропускают зрителя в заповедный мир чьих-то снов.

Художник Игорь Олейников и писатель Андрей Усачёв не впервые работают вместе. Ранее уже выходили их совместные книги «Сказочная история мореплавания» и «Сказочная история воздухоплавания» (первое издание обеих – 2003 г., издательство «Росмэн»), «Колыбельная книга» («Рипол», 2009 г.) и другие.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон

 

Осенние рыбы

Автор Дарья Герасимова
Иллюстратор Дарья Герасимова
Издательство Лабиринт

Необычная книга, внутри которой объединились творческие мастер-классы, стихотворения и оригинальные иллюстрации, выполненные в самых разных техниках, стала плодом многолетнего труда художницы Дарьи Герасимовой. На 124 страницах представлено тридцать разных способов рисования и столько же стихотворений. Самым удивительным кажется то, что книга получилась гармоничной, несмотря на такое разнообразие художественных экспериментов и изобразительных техник.

Автор так рассказывает о книге: «Это книга, которой мне ужасно не хватало в детстве. Книга про разные необычные техники рисования. А ещё — это книга стихов, иллюстрации к которым выполнены в разных техниках, не так часто, как хотелось бы, встречающихся в отечественных детских книгах. Делать пошаговые инструкции, как рисовать ниткой или мыльной пеной — страшно не хотелось. Хотелось сделать что-то более живое и показать, что любая из этих техник может жить не только в классе рисования, на детском рисунке, но и использоваться как самодостаточный и необычный способ иллюстрирования книг». Один из редакторов книги, Екатерина Бунтман, добавляет: «Никогда еще не видела такой книги. Чтобы не просто художник писал стихи, но чтобы поэтические образы он вот так прямо передавал в руки читателю — с инструкцией, зарядом вдохновения и знанием о том, что можно нарисовать половиной капустного кочана».

Последние несколько лет издательства регулярно радуют читателей новыми книгами Дарьи Герасимовой, при этом каждая из них становится не только очередным удачным экспериментом для художника и ярким визуальным впечатлением для читателя, но и отличным пособием для занятий с ребенком: «Азбука превращений», «Азбука. Игра в слова» и последняя «Жили 33 кота. Весёлые буквы» представляют целый арсенал разнообразных средств для того, чтобы учить с ребенком буквы, а также петь, играть, рисовать и улыбаться.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт

 

Голос

Автор Памела Загаренски
Иллюстратор Памела Загаренски
Издательство Поляндрия

Книжка-картинка «Голос» — это первое знакомство российских читателей с иллюстратором Памелой Загаренски. Она проиллюстрировала десяток чужих книг и только в прошлом году отважилась сделать собственную авторскую книжку-картинку (а совсем скоро, в октябре, появится ещё одна – «Henry & Leo»). Перед нами история о том, как маленькая девочка сочиняет собственные истории с помощью книжки с картинками. Художник показывает читателю развороты той самой выдуманной книги (внизу или в уголке разворота мы можем видеть героиню с раскрытой книжкой) и подсказывает, как можно сочинять историю, рассматривая эти детальные изображения с необычным сказочным сюжетом.

Иллюстрации Загаренски немного напоминают картинки из детских книжек японских и корейских художников, хотя вообще-то Памела живёт и работает в США. В книге «Голос» много ярких и тёплых тонов, на каждой странице мы видим девочку в ярко-красном наряде и обязательно что-то оранжевое, а в самом конце появляется именно такой оранжевый лис, очень хитрый. Кстати, любимая книга Памелы – это «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери, так что у неё давняя история дружбы с лисами.

Художница рисует в смешанной технике – использует акрил, цветной карандаш, иногда обращается к компьютеру и нередко к технике коллажа. Приступая к иллюстрированию новой истории, она ориентируется не столько на возраст потенциального читателя, сколько на текст книги, Загаренски кажется, что дети вовсе не боятся сложных детализированных изображений и умеют находить и видеть скрытые смыслы. Рассказывая о своей работе над книгой «Голос», художница отмечает, что это было похоже на игру в теннис с самой собой: «С одной стороны сетки был иллюстратор, с другой автор, а потом я подошла совсем близко к сетке – и они встретились». Памела Загаренски уже дважды была лауреатом Caldecott Honor: в 2010 за иллюстрации к книге «Red Sings from Treetops: A Year in Colors», а в 2013 г. за работу над «Sleep Like a Tiger».

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт

 

Вы не видели моего дракона?

Автор Стив Лайт
Иллюстратор Стив Лайт
Издательство Поляндрия

Дидактическая книжка-картинка – это как будто красиво и полезно. Стив Лайт сочинил и нарисовал целых две таких, в одной читатель страница за страницей ищет дракона и учится считать до двадцати, а в другой в поисках монстра узнаёт названия геометрических фигур. Первую книжку этой мини-серии – «Вы не видели моего дракона?» — предлагает читателям издательство «Поляндрия». Вряд ли она так уж нужна тем, кому необходимо овладеть счётом в пределах первых двух десятков, зато она совершенно точно понравится тем, кто любит необычные авторские иллюстрации и обладает развитой фантазией.

Сюжет книжки очень прост: мальчик ходит по городу в поисках потерявшегося дракона, который всегда немного опережает хозяина и пытается слиться с окружающим пейзажем. То он прячется за деревом, когда мальчик ищет в парке, а то и вовсе под землей, где имитирует лопнувшую трубу горячего водоснабжения. Скрыть дракона помогает выбранная автором манера рисунка: это практически черно-белая графика с очень редкими вкраплениями цвета. На каждом развороте мы видим какой-то вполне реалистичный (ну, если не считать дракона) городской пейзаж с множеством мелочей, отдельные детали которого выделены цветом, при этом автор не удивит разнообразием: на одной странице он использует только один тон – оранжевый, желтый, синий. Например, на странице с уличным книжным магазином книжные обложки оранжевого цвета, а на следующем развороте с парком – множество коричневых собак. Кстати, книга нарисована перьевыми ручками, с черными и цветными чернилами.

В интервью Стив Лайт рассказал, что идея книги родилась благодаря детскому воспоминанию. Художник вырос в Нью-Джерси, и однажды вся семья отправилась в Нью-Йорк на премьеру диснеевского фильма «Дракон Пита». Именно тогда Лайт влюбился в этот город и решил когда-нибудь там жить (так и получилось), а на обратном пути, проезжая через Манхэттен, он увидел струи пара, которые вырывались из люков и вентиляционных отверстий. «Я спросил, откуда берётся пар, и папа сказал: “Драконы! Драконы живут внизу, под тротуарами, и ты видишь их дыхание!”» На обложке книги «Вы не видели моего дракона?» нарисована именно эта воображаемая картинка: дракон прячется в канализации и выдувает пар через крышку люка.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт

 

У козы теперь козленок

Автор Марьет Хубертс
Иллюстратор Айрис Дэппе
Издательство Манн, Иванов и Фербер

«У козы теперь козленок» — короткое веселое стихотворение для самых маленьких, написанное мастером своего дела, Марьет Хубертс, учителем и автором сценариев для голландской версии «Улицы Сезам». Подобный текст, адресованный читателям 1-3 лет, требует соответствующих иллюстраций: с понятными образами, без лишних деталей, нарисованных яркими чистыми цветами. Эту задачу взяла на себя молодая художница Айрис Дэппе и справилась с ней отлично: читатели Нидерландов признали «У козы теперь козлёнок» лучшей книжкой-картинкой 2016 года.

Иллюстрации не несут в себе какой-то особенной новизны: это двухмерные картинки, отсылающие нас к детским книжкам 60-70-х гг., чешской мультипликации, уютным мирам Фип Вестендорф и изображениям некоторых шведских иллюстраторов Линдгрен. Радостный ребёнок гуляет по крестьянскому двору (хотя на самом деле это контактный зоопарк) и видит там домашних животных, обычные хозяйственные постройки и симпатичного европейского крестьянина в очках. Рисунки выполнены как будто гуашью и восковыми мелками, хотя на самом деле без компьютера дело тут не обошлось.

Первое издание книжки «У козы теперь козлёнок» вышло в Нидерландах в 2014 г., главный герой – мальчик Мик – так полюбился читателям, что появилась целая книжная серия. Во второй части, которая называется «Мик ищет друга» (в данный момент готовится к изданию на русском языке в той же редакции «Манн, Иванов и Фербер»), мальчик отправляется в зоомагазин, чтобы купить собаку, а в третьей книге он отмечает свой день рождения в парке в компании с питомцами.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон

 

Златовласка и три медведя

Автор Герда Мюллер
Иллюстратор Герда Мюллер
Издательство Добрая книга

Собственную интерпретацию сказки про трёх медведей и девочку, которая пришла к ним в дом без приглашения, представляет иллюстратор и автор детских книг Герда Мюллер. Её «Машенька», то есть, если следовать европейской традиции, Златовласка, живёт в передвижном цирке, который как-то раз остановился на опушке леса. Дальше все происходит так же, как в классической истории: неожиданный домик, в домике – три стула, три тарелки каши и три кровати. Вот только конец вновь удивит: медведи не станут обижаться и угрожать, а лишь посетуют на то, что не следует входить в дом без стука и без приглашения.

Неяркие иллюстрации Мюллер сделаны в классической манере, изображения мягкие, округлые, пропорциональные, здесь нет излишней яркости, а почти все картинки выполнены на светлом кремовом фоне. На каждом развороте изображено сразу несколько сцен, как в комиксе, при этом на рисунках виден каждый штрих, а внимание уделяется каждой детали: читатель обратит внимание на выразительные позы и морды зверей, деревянные стулья, на которых выделяется каждый сучок, покрывала на кроватях медведей с «пчелиным рисунком»… В интерпретации Мюллер сказка очень красива, по содержанию она как будто осовременена и в то же время крайне упрощена: девочка путешествует в совершенно безопасном мире, где никто её не поймает и не съест, сколько бы каши она не съела без спросу.

Герда Мюллер – голландская художница, которая живет и работает в Париже. Она проиллюстрировала более 120 детских книг. В России книги Герды Мюллер выходят в издательстве «Добрая книга»: в 2014 г. появился перевод книжки-картинки «Как растут овощи?», а в 2015 г. – познавательная энциклопедия с высокохудожественными иллюстрациями «Наше дерево».

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон

 

Снежная принцесса

Автор Руф Сандерсон
Иллюстратор Руф Сандерсон
Издательство Фолиант

Еще одна авторская интерпретация классического сюжета, выполненная художником – это вариации на тему «Снегурочки» американской художницы Руф Сандерсон, хорошо знакомой не только любителям детским книг, но и поклонникам рукоделия (есть целый ряд популярных наборов для вышивки крестом по мотивам ее картин). По словам художницы, на создание книги ее вдохновил русский балет «Снегурочка», что, впрочем, не помешало придумать сказке счастливый конец.

Ценители хорошей книжной иллюстрации отзываются о работах Сандерсон довольно сдержанно: видимо, изображения слишком роскошны и стереотипны, идеализированы и почти гламурны, лишены юмора (впрочем, только не серия о кошках), зато исполнены пафоса. С другой стороны, именно такой мир идеально красивых принцесс, вычурной роскоши, величественных пейзажей и сказочных деталей грезится большинству юных читательниц. Все иллюстрации «Снежной принцессы» написаны маслом, они исключительно детализированы и полны всех оттенков глубокого синего цвета.

На русском языке книги Руф Сандерсон издает казахское издательство «Фолиант». В середине прошлого года на официальном сайте издательства было объявлено о том, что выкуплены права на восемь книг художницы. Сейчас вышли уже семь из них, правда до российских интернет-магазинов они доходят с некоторым опозданием: «Снежная принцесса», изданная, как и положено, зимой, появилась в продаже совсем недавно вместе с тремя другими новинками серии «Книги с иллюстрациями Руф Сандерсон».

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Смотрите также

Просмотров: 4788
вверх

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.