Лучшие иллюстрированные книги ноября 2016

Автор обзора: Евгения Шафферт

Давайте познакомимся!

Автор Владимир Томсен
Иллюстратор Николай Жуков
Издательство Речь

Николай Николаевич Жуков – это как будто воплощение социалистического реализма в искусстве и жизни: до сих пор многие помнят хрестоматийные плакаты его авторства, в том числе с изображением «вождей», серию из двухсот зарисовок с Нюрнбергского процесса, папиросы «Казбек» (он был автором рисунка на пачке) и октябрятскую звёздочку (именно Жуков разработал дизайн культового значка).

В 1943 году у художника родилась дочь, с тех пор рисование детей стало его хобби, он даже как-то записал в дневнике: «… Увлекательное дело для художника — наблюдать характер маленького человека в его развитии, становлении. Видеть, как появляются у него черты сознательного восприятия жизни, совершенствуется склад его ума, наклонностей, привычек». В конце 40-х годов художник заинтересовался стихотворениями для детей инженера и изобретателя Владимира Томсена и предложил ему сотрудничать. Книга складывалась постепенно: художник давал поэту карандашные рисунки и наброски с изображениями детей, а тот придумывал к ним короткие стихотворения.

Приступая к переизданию сборника, редакция «Речи» обнаружила материалы, которые не вошли в книгу, решено было дополнить ими новое издание, в результате количество страниц увеличилось с 48 (в издании 1958 года) до 88 (в переиздании 2016 года). По словам сотрудника издательства, «приступая к новому изданию мы не хотели просто повторить книгу 1958 года, ведь сейчас совсем иные возможности полиграфии, а нам так хотелось передать этот искренний дух семейного альбома, дух свободных зарисовок, избежать формальности, неестественности. Мы хотели уйти от схемы той книги — прямоугольное фото с рисунком и подпись под ним, хотели передать очарование и естественность оригинального рисунка, его теплоту и искренность. Поэтому просто воспроизвели рисунки как они есть, убрав только излишнее пожелтение (а некоторые рисунки датированы 1944 годом), передав старую фактуру бумаги, легкие полутени, росчерк карандаша, растушевку линий». «Давайте познакомимся» выходит в серии «Образ Речи».

Читатели видели не так уж много книг с иллюстрациями Николая Жукова. Помимо сборника стихотворений Томсена «Давайте познакомимся», издававшегося лишь однажды, и его продолжения «Поскорее подрастай!», многим известны его работы к «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого, за которые художник был награждён Сталинской премией, а кто-то может быть помнит его картинки к детским книгам Н. Кононова «Ёлка в Сокольниках» (М.: Издательство детской литературы Министерства просвещения РСФСР, 1954) и Н. Максимовича «Катя и дедушка» (М.: Советская Россия, 1965). Также работы Н. Жукова на детскую тему регулярно публиковались в детских журналах и украшали обложки «Мурзилки».

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон

 

История старой квартиры

Автор Александра Литвина
Иллюстратор Аня Десницкая
Издательство Самокат

Очередная масштабная яркая работа художника Ани Десницкой и писателя Александры Литвиной «История старой квартиры» поддерживает тренд, заданный издателями детских книг в последние пару лет, — интерес к истории повседневности советского и отчасти дореволюционного периода. Перед читателем разворачивается панорама событий в большой московской квартире с 1902 по 2002 гг. В начале века это, как водится, дом для одной семьи, в середине – типичная коммуналка, а через сто лет – уютное кафе.

Как и в предыдущей книге тех же авторов, здесь в глазах рябит от мелочей и подробностей, кажется, авторы задались целью найти и показать все хоть сколько-нибудь значимые предметы каждого периода времени и почти достигли её. На разворотах книги последовательно разворачиваются панорамы с изображением той самой квартиры в разные моменты времени, этакие «семейные открытки», на которых видны будни и праздники жителей разных комнат, например, эпизод из жизни коммунальной кухни или одно Рождество 1914 года, и коллажи, состоящие из вещей и предметов. Для последних художник сначала искал, затем рисовал много-много аутентичных времени предметов, а после составлял из них сложные композиции, где в музейном порядке располагались монеты, оловянные солдатики, армейские сапоги, посуда, мебель и десятки других вещей.

Книга выполнена в смешанной технике. Яркие рисунки с контуром, обведённым тушью, как и в работе «Метро: на земле и под землёй», чередуются с коллажами, составленными в основном из таких же рисунков, только очень маленьких, изображений предметов, кое-где дополненных пожелтевшими вырезками из газет, фотографиями, сканами писем и других раритетов, вроде билетов 1973 года в Театр на Таганке или машинописной копии стихотворения Иосифа Бродского.

Работа над книгой продолжалась полтора года, авторы обращались за консультациями к специалистам музеев и библиотек, а также к многочисленным друзьям и знакомым, которые могли подсказать особенности конструкции печки в квартире старой постройки или пылесоса «Сатурн» 1973 года выпуска.

Смотреть иллюстрации

 

Крот, который мечтал увидеть солнце

Автор Александр Блинов
Иллюстратор Ольга Золотухина
Издательство Арт-Волхонка

Среди новых книг, выпущенных накануне главной книжной ярмарки года Non/Fiction, обращают на себя внимание книжки-картинки издательства «Арт-Волхонка», проиллюстрированные неизменным художником и дизайнером этого издательства Ольгой Золотухиной. Автором текста выступил Александр Блинов, знакомый читателям по своим немного сентиментальным ностальгическим рассказам о прежней жизни.

В предыдущих книгах Ольга Золотухина проявила себя как художник, который умеет работать в очень разных жанрах и техниках. С первого взгляда трудно поверить, что цветные тонкие иллюстрации к «Серебрянке» Э. Фарджон, конструктивистские плакатные опыты в книгах Веры Мухиной об этикете и сложные коллажи для познавательных изданий «Арт-Волхонки» сделаны одним и тем же человеком. Между тем, так оно и есть, а в новой серии малышовых книжек-картинок Золотухина показывает ещё одну грань своего творчества: очень тонкое умение работать с цветами и оттенками.

Сказка «Крот, который хотел увидеть Солнце» начинается с исключительно монохромных, черно-серых разворотов с едва уловимым добавлением синего, ведь крот живёт в мире, где почти нет света. Первое цветное пятно – ярко-красные червяки – появляется лишь на пятом развороте, и чем дальше главный герой разговаривает с разными животными и узнаёт о цветном мире – тем больше цветных пятен на страницах книги. Кстати, цветные детали нарисованы на манер аппликации: один предмет одного цвета, без теней и штриховок, что значительно усиливает ощущение цветного контраста, позволяет в полной мере прочувствовать однозначную яркость мира, озарённого лучами солнца. Художник как будто подсказывает читателю: «Почувствуй себя Кротом!»

Смотреть иллюстрации

 

Карельские народные сказки

Автор карельский фольклор
Иллюстратор Оля Гребенник
Издательство BHV

Одиннадцать карельских народных сказок вошли в очередной (уже седьмой) сборник серии «Сказки народов России» питерского издательства «BHV». Все книги серии проиллюстрированы разными художниками, при этом чаще всего издательство делает необычный выбор и представляет читателям новые имена.

Перед нами дебют художника Оли Гребенник в качестве иллюстратора. В своём блоге она рассказала, как появилась книга: «В один прекрасный день Кате Трубей — редактору этого проекта, показали мои работы, на что она ответила: «У Вас есть свой стиль, а у меня для Вас интересный текст». Так год назад я получила свой первый заказ от крупного издательства. За два месяца было нарисовано 40 иллюстраций!»

Иллюстрации есть на каждом развороте, при этом художник практически отказывается от привычной схемы, когда одна половина разворота занята картинкой, а вторая – текстом. Иллюстрации как будто теснят текст, встраиваются в него со всех сторон, то окружают целиком, то занимают какую-то часть разворота. Интересно, что каждая иллюстрация сопровождается орнаментом, расположенным в нижней части листа или выполняющим роль рамки для картинки. Все орнаменты разные и их элементы обнаруживаются на самой иллюстрации. Автор очень лаконично выбирает цвета: на картинках много белого и чёрного, чёткие контуры чуть тонированы серым. Красные орнаменты не оглушают яркостью, а деревянные дома, лес, земля – сдержанно коричневые или жёлтые. Как будто в этих сказках всё чаще осень или зима! Обложку книги украшает медведь, на котором расположился целый мир: тут и леса, и деревни, и все времена года.

Напомним, что это уже вторая книга карельских народных сказок, выпущенная в этом году. Несколькими месяцами ранее в издательстве «Речь» вышло переиздание карельских сказок с иллюстрациями Николая Брюханова. А у Оли Гребенник тем временем появилась вторая книга: в том же издательстве «BHV» выпущена авторская сказка Юлии Симбирской «Мольер, Моцарт и Пикассо из лисьей норы» с её картинками.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон

 

Сказки Чёрного леса

Автор Якоб и Вильгельм Гримм
Иллюстратор Лев Каплан
Издательство Эксмо

Очередное издание сказок братьев Гримм (в этом году мы уже рассматривали великолепные сборники с иллюстрациями Бориса Забирохина и Бориса Диодорова) представляет творчество художника Льва Каплана. На его иллюстрациях расположились сложные композиции и условно-средневековые миры, хотя он не особенно стремится быть точным в деталях. По его словам, «когда я рисую сказки, в них может быть нарисовано что угодно. Для меня не столь важно, что на картинке у одной из героинь платье XVIII, у другой — XVI века… Если мне очень захочется, могу одеть их и в джинсы. Это же сказка!» Многокомпонентность и высокое мастерство исполнения заставляют задерживать взгляд у каждой работы: многочисленные детали очередной мизансцены постоянно выходят за формат, из-за рамки выглядывают новые персонажи, дети или потусторонние существа, сверху рисунок украшается аркой с собственным сюжетом… Где-то мы уже видели подобное? Кое-что проясняется, когда узнаёшь, что любимые иллюстраторы и отчасти ориентиры Каплана – это Ольга и Андрей Дугины и Геннадий Спирин.

Художник не использует в работе компьютер. Процесс создания иллюстрации очень длинный: сначала он рисует массу набросков карандашом, затем выбирает финальный эскиз и переносит его с помощью светового стола на чистовик, потом появляются цветные эскизы. Все иллюстрации к книге созданы в технике акварельной живописи, контуры выполнены тушью. В целом на работу над одной книгой у Льва Каплана уходит больше года.

Лев Каплан – многоплановый художник, книжная иллюстрация – его любимое дело, но на самом деле он не так уж много и не очень давно рисует для книг, много лет он работает в рекламном агентстве, а также занимается живописью и успешно выставляет свои работы в галереях Германии. Книга «Сказки братьев Гримм» была выпущена на немецком языке за два года до российского издания, в 2014 году. Одновременно со сборником сказок братьев Гримм «Эксмо» выпустило ещё одну книгу с иллюстрациями Льва Каплана – «Приключения барона Мюнхгаузена» Э. Распэ. Ранее на русском языке выходила только одна книга с его иллюстрациями – в 2011 году издательство «Рипол» публиковало сказку «Бременские музыканты» в формате книжки-картинки.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон

 

Таинственный сад

Автор Фрэнсис Ходжсон Бернетт
Иллюстратор Инга Мур
Издательство АСТ (Малыш)

Российские читатели хорошо знают авторские работы британской художницы Инги Мур: ещё в 2013 году в издательстве «Добрая книга» вышли две книжки-картинки: «Капитан Кошкин» и «Домик в лесу». Читатели сразу заметили главные особенности её иллюстраций: они светлые, подробные, детализированные, а ещё очень идилличные – это какой-то идеальный мир, где нарисованные горы выше настоящих, реки – полноводнее, а в лесу сплошной рай для кроликов. Впрочем, в чувстве юмора художнице тоже не откажешь!

Зарубежным читателям Инга Мур знакома в первую очередь как иллюстратор классических произведений. Целых три года она трудилась над картинками для знаменитой сказки Кеннета Грэма «Ветер в ивах» и нарисовала почти сто иллюстраций. Художницу ничуть не испугало, что над этой сказкой работали десятки самых известных художников, в том числе Э. Шепард и А. Рэкхем, и не зря: общемировой тираж «Ветра» с её иллюстрациями давно уже перевалил за миллион копий. Затем она обратилась к другому классическому произведению, повести Ф. Бернетт «Таинственный сад». Именно на её работах остановилась детская редакция «Малыш».

Inga Moore "Таинственный сад"

Инга Мур создала более сотни картинок для истории о духовном преображении сироты Мэри Леннокс и её кузена Колина. Как и в других её картинах, мы видим этакий идеальный мир: заброшенный сад кажется райским уголком, дети такие красивые, как будто их специально выбрали позировать на поздравительных открытках, а старый дом завораживает уютом и гармонией. Интересно, что ухоженный сад, с тщательно обрезанными деревьями и топиариями, чаще изображается в форме коллажа, где фрагменты паркового пейзажа размещаются рядом с крупными изображениями растений и цветов, птиц и героев. Стоит детям зайти в заброшенный сад, коллажи исчезают, появляются большие полосные иллюстрации. Порой автор совмещает на одном коллаже фрагменты изображений ухоженного сада и «таинственного». Какой окажется привлекательнее для читателя?

Для создания иллюстраций Инга Мур сочетает самые разные материалы и техники: цветные карандаши, уголь, чернильную ручку, акварель и эпизодически – масляные краски.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт

 

Лев и птичка

Автор Марианна Дюбюк
Иллюстратор Марианна Дюбюк
Издательство Самокат

Автором очень нежной истории о том, как лев заново учит летать птичку, повредившую крыло, является канадский иллюстратор Марианна Дюбюк. Она уже сочинила и нарисовала полтора десятка книжек-картинок, которые изданы в разных странах. Книга «Лев и птичка» впервые была издана во Франции в 2013 году, а в 2014 собрала целую вереницу разных наград.

По словам художницы, она написала историю всего за несколько минут. Она с самого начала хотела сочинить расказ про двух друзей, антропоморфных животных. Вообще именно животные всегда выступают героями её книг, поскольку у Марианны не получается нарисовать людей так, чтобы самой нравилось, да и образы зверей дают большой простор для интерпретации их характера. В этой книге Дюбюк говорит со своими читателями об очень важной для родителей и близких друзей проблеме: как отпустить близкого человека, позволить ему уйти и жить своей жизнью, несмотря на твою любовь и привязанность? Птичке, которая подружилась со львом, предстоит непростое решение: улететь вместе с другими птицами своего вида на зиму, или остаться вместе со львом. В книге очень мало слов, нежные иллюстрации задают свой особый ритм восприятия истории – читатель может постоянно видеть, какое время года и время суток за окном.

Для создания набросков художница использовала графический планшет, а вот окончательные варианты иллюстраций рисовала руками, сначала рисовала акварельные фоны, а затем добавляла деталей мягким карандашом.

Это уже третья книга Марианны Дюбюк, которая выходит в издательстве «Самокат». В 2013 году они представили книжку-картинку для самых маленьких «Карнавал зверей», а весной этого года – смешную книжку-картинку «Почтальон Мышка» с множеством норок и домиков, нарисованных «в разрезе».

Смотреть иллюстрации

 

Звёздная, звёздная ночь

Автор Джимми Лиао
Иллюстратор Джимми Лиао
Издательство Манн, Иванов и Фербер

Трогательная книжка-картинка о дружбе и о красоте окружающего мира вышла в издательстве «Манн, Иванов и Фербер». Тайванский художник Джимми Лиао отказывается от привычных форматов этого жанра: «Звёздная, звёздная ночь» занимает не привычные 32 или 48, а целых 136 страниц, заполненных полосными или масштабными разворотными иллюстрациями.

Идея книги возникла у художника после просмотра новостного сюжета, в котором говорилось о побеге из дома двух старшеклассников. Подростки просто гуляли на природе и любовались звёздами, казалось, в их поступке не было ничего плохого! Лиао так тронула эта история, что он отложил всю текущую работу и взялся за рисование сцен побега, так началась работа над «Звёздной, звёздной ночью». Однако их оказалось совершенно недостаточно для целой истории, было важно придумать предысторию ситуации, понять, почему эти двое решили сбежать. Художник достаточно подробно описывает процесс появления книги: «Десять иллюстраций были нарисованы за первый год, еще десять — за второй год. После этого сложность работы постоянно росла. После долгих размышлений я все еще не мог найти связующую нить между этими двадцатью картинками и не мог продолжать. Пришлось сделать паузу, чтобы спокойно посмотреть на историю со стороны. Я переключил внимание на другую книгу и отложил в сторону эту (…) Шел третий год работы над «Звездной, звездной ночью», когда на меня произвели сильное впечатление работы Ван Гога и Магритта. И вот, на четвертом году, сформировалась концепция книги. В то же самое время я работал над несколькими другими книгами. Каждый раз, когда я чувствовал, что не могу продвинуться вперед, внезапно открывался новый ход и второе дыхание. Так появилась личность дедушки и родилась идея, что это может быть ученик по обмену. Несколько элементов, идей и сюжетных поворотов собрались в общую цепочку. Я еще раз обдумал всю книгу, уже закончив ее. История казалась очень знакомой и гладкой, а вот выразить ее в иллюстрациях и тексте было невероятно трудно. Мне сложно даже объяснить, почему на такую простую на первый взгляд историю потребовалось столько усилий и времени».

Jimmy Liao "Звёздная, звёздная ночь"

Джимми Лиао – сочинил и проиллюстрировал более пятидесяти книг, на основе некоторых из них были сняты художественные фильмы и мультфильмы. «Звёздная, звёздная ночь» — это вторая книга художника, выпушенная на русском языке: в 2014 году в издательстве «Манн, Иванов и Фербер» выходила его книжка-картинка «Звучание цвета».

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон

 

Животные Севера

Автор Дитер Браун
Иллюстратор Дитер Браун
Издательство Манн, Иванов и Фербер

Немецкий художник Дитер Браун много путешествовал по свету, посещал места, лишённые цивилизации, наблюдал за животными в условиях дикой природы, бессчетное количество раз ходил в зоопарки, а затем создавал плакаты по следам увиденного. Из серии плакатов с изображениями разных животных появилась визуальная энциклопедия, адресованная в первую очередь юным читателям. В ней представлены рисунки животных Северного полушария в их естественной среде обитания.

Художник избегает фотографической точности, равно как и мультяшной декоративности. Картинки в его книге больше всего похожи на детальные аппликации. Векторная графика, средствами которой из множества острых геометрических форм сконструированы самые разные живые существа, демонстрирует в этой книге свои неожиданные возможности: оказывается, подобные изображения, строго симметричные и будто бы высеченные из стеклянных пластин, могут выглядеть удивительно живыми!

«Животные Севера» — это уже вторая визуальная энциклопедия художника, первой была аналогичная книга с подзаголовком «Животные Юга». Браун работает и в области художественной литературы: недавно он создал иллюстрации для юбилейного издания сказки Михаэля Энде «Момо». Также он рисует журнальные иллюстрации для англоязычных изданий New York Times, Cosmopolitan, немецкого журнала Stern и других периодических изданий.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон

 

Друзья! Вы можете поддержать наш проект, чтобы мы могли развивать его и публиковать больше интересных авторских материалов об иллюстрированной книге.

 

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *