Лучшие иллюстрированные книги октября 2016

Автор обзора: Евгения Шафферт

Воробей и фокусник

Автор Ольга Смирнова
Иллюстратор Мария Павлова
Издательство Речь

Чаще иллюстрации рисуют для известных, заранее написанных текстов (если мы, конечно, говорим о книгах, в которых текст первичен, а не о книжках-картинках), а иногда бывает, что книга пишется специально для того, чтобы какой-то определённый художник нарисовал для неё картинки. Сказка «Воробей и фокусник» — как раз такой случай. Историю о воробье, который мечтал выступать в цирке, и фокуснике, поверившем в способности маленькой птицы, по просьбе издателя сочинили специально для питерской художницы Марии Павловой. В одном из интервью Мария рассказала о своём новом проекте: «Прототипом главного героя были самые обычные воробьи: смышленые, сообразительные и немного нахальные. Я часто наблюдаю за ними по дороге к школе, пока иду за старшей дочкой. Кот Эжен — это рыжий кот Василий, который прожил очень длинную жизнь в нашей семье, к сожалению, он уже на радуге. Девочка Камилла — старшая дочка Полина. Ну а образ фокусника собирательный, в основе которого настоящий фокусник — Жан Эжен Робер-Уден».

Мария – не иллюстратор, а художник-живописец, именно поэтому её книжная графика кажется не совсем типичной. Сегодня не так уж часто книги иллюстрируют работами, выполненными в технике масляной живописи, а перед нами как раз такой образец книжного искусства. Иллюстрации к сказке – это серия «бирюзовых» картин, на которых крупными мазками, реалистично и выразительно, изображены птицы, животные и люди. Художница очень внимательна к мелочам: деревянные стены с облезшей кое-где бирюзовой краской хочется потрогать, а множество деталей интерьера создает особую «ретро»-атмосферу. Книга «Воробей и фокусник» свёрстана по классической схеме: половину разворота занимает большая полосная иллюстрация, не загнанная в рамки и декоративные украшения, а рядом, на втором листе, помещён текст с хорошими большими полями.

Это уже вторая книга, созданная Марией Павловой совместно с питерской редакцией «Речи». В прошлом году читателей порадовали новогодней книгой «Ёлка, кот и Новый год», иллюстрации которой также были написаны маслом.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон

 

Мы с Серёжкой близнецы

Автор Наталья Долинина
Иллюстратор Лилия Баишева
Издательство Самокат

Все переиздания советских книг, подготовленные Ильёй Бернштейном, проиллюстрированы современными художниками, при этом зачастую редактор предлагает читателям своеобразный эксперимент, так что новое издание ничем не напоминает предыдущее. Та же история с повестью филолога и писателя Натальи Долининой «Мы с Серёжкой близнецы». Реалистичный текст о повседневной жизни восьмилетних брата и сестры, их семьи и друзей проиллюстрирован театральным художником Лилией Баишевой. Это её первый опыт работы в книжной графике.

Иллюстрации к повести выполнены в необычной для нашей детской литературы технике линогравюры. Это разновидность печатной графики, при которой на линолеуме или похожем на него полимерном материале вырезается контур рисунка, после чего на получившийся шаблон наносится краска и производится печать. Все иллюстрации в книге, за исключением обложки, одноцветные, черно-белые, большие полосные и маленькие, в тексте. Хотя эта художественная техника не очень способствует передаче мелких деталей, на иллюстрациях отлично видны приметы времени – мебель, одежда, предметы быта и игрушки – всё из советских времён.

В первом издании 1962 года и последующем 1971 были помещены иллюстрации Л. и И. Виноградовых, тоже, кстати, очень лаконичные по цвету – в них использовались только оттенки серого и синего.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон

 

Принцесса и яблоня

Автор Эльза Бесков
Иллюстратор Эльза Бесков
Издательство Азбука

Первый «золотой век детской литературы» в Швеции пришёлся на начало ХХ века, и он немыслим без имён Сельмы Лагерлёф, Анны Валленберг, Хелены Нюблум и, конечно, Эльзы Бесков. Бесков не только сочиняла сказки для детей, но и была выдающимся детским художником, её перу принадлежит более сотни иллюстраций к своим и чужим произведениям. В иллюстрациях Бесков удивительным образом сочетаются реалистичные изображения природы, близкие к канонам классической ботанической живописи, и многочисленные сказочные «маленькие человечки»: феи, эльфы, гномы и прочие представители вымышленного народца. Мелкие детали, четкие конуры, раскрашенные прозрачной и яркой акварелью, составляют очень динамичные, наполненные событиями композиции. Моделями художнице нередко служили её собственные дети (в семье Бесков было шестеро сыновей), и для каждого из них она в своё время сочинила книжку. Именно Бесков придумала классический канон книжки-картинки, в котором одна половина разворота занята большой иллюстрацией, а на второй расположен небольшой фрагмент текста и несколько маленьких картинок.

В России книги с иллюстрациями Эльзы Бесков выпускали ещё до революции, однако в советские годы работы художницы почему-то не были востребованы: сказки её авторства, регулярно публиковавшиеся в сборниках скандинавских писателей, чаще всего выходили с чужими картинками. Только недавно российские издатели обратились к обширному художественному наследию Бесков (а это примерно четыре десятка книжек-картинок): в 2012 году в издательстве «Рипол» были выпущены две её книжки, «Дети лесного гнома» и «Солнечное яйцо». Книга «Принцесса и яблоня» открывает серию «Волшебные миры Эльзы Бесков», это позволяет надеяться, что вскоре будут изданы и другие произведения автора. Читатели наверняка порадуются тому, что издательство решило идти по пути издания сборников (в этой книге целых 120 страниц), а не публикует каждую историю художницы по отдельности.

В Швеции Бесков до сих пор пользуется недюжинной популярностью, а в мире её знают как «скандинавскую Беатрис Поттер». Творчество Эльзы Бесков оказало значительное влияние на развитие детской иллюстрированной книги в Швеции: с 1958 года ассоциация библиотек ежегодно вручает премию имени Эльзы Бесков лучшей книжке-картинке года, а одна из комнат знаменитого музея детских сказок Юнибакен полностью посвящена книгам Бесков.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Озон

 

Мэри Поппинс

Автор Памела Трэверс
Иллюстратор Мэри Шепард
Издательство Росмэн

Ещё одна книга, у которой есть самые первые, единственно настоящие и аутентичные иллюстрации, как у «Алисы в стране чудес» или «Эмиля из Лёнеберги», – это всем известная «Мэри Поппинс». Кажется, впервые она выходит на русском языке с картинками Мэри Шепард, теми самыми, с которыми публиковалась в Великобритании, да и по всему миру, начиная с 1934 года.

Мэри Шепард – младшая дочь самого Эрнеста Шепарда, знаменитого художника классических детских книг «Винни-Пух» и «Ветер в ивах». Первоначально Памела Трэверс хотела видеть в качестве иллюстратора своих книг именно Эрнеста, но он был слишком занят другими проектами. Его дочь выбрали по воле случая: сама Трэверс рассказывала, будто ей так понравилась рождественская открытка, нарисованная молодой художницей, что она настояла на утверждении её кандидатуры в качестве иллюстратора сказки, несмотря на недостаток опыта (Мэри Шепард едва окончила художественную академию, ей было 23 года). В итоге именно младшая Шепард проиллюстрировала все семь сказок о знаменитой английской няне, включая последнюю, «Мэри Поппинс и соседний дом», написанную и изданную уже в конце 80-х годов.

Рисунки к первым книгам были графическими, одноцветными. Шепард создавала сюжетные полосные иллюстрации тушью и не раскрашивала их, однако уже с середины эпопеи отдала предпочтение цветным картинкам. (Вторая книга о Мэри Поппинс с иллюстрациями Мэри Шепард, которая вышла у «Росмэн», — «Мэри Поппинс на кухне» (1975) — как раз разноцветная). Все иллюстрации отличаются сложной композицией, персонажи на них чаще всего изображены в движении – они запечатлены в то мгновение, когда приняли неожиданно неудобную позу и понятно, что уже в следующую секунду герой опустит ногу, а героиня бросится в пляс.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Озон

 

Поки и все-все-все

Автор Эдгар Вальтер
Иллюстратор Эдгар Вальтер
Издательство Росмэн

Сказка про эстонского лесника Пеку и лесных человечков поков лишена конфликтов и длинных диалогов. В ней много описаний. Пожалуй, этот текст, переполненный экологическим и этнографическим пафосом, было бы скучно читать, если бы не два обстоятельства: во-первых, Эдгар Вальтер придумал совершенно новых героев, читатели до его сказки не сталкивались с подобными лесными человечками, во-вторых, он создал потрясающие иллюстрации, превратив большую сказочную повесть в огромную книжку-картинку.

Автор сочинил и нарисовал своих поков в 1994 году, и это была первая книга, в которой Вальтер выступил не только как иллюстратор, но и как автор текста. Книга пользовалась таким ошеломительным успехом, что художник продолжил сочинять, придумал и нарисовал ещё полтора десятка книжек, в том числе два продолжения «Поков» – в 2002 и 2004 годах.

Повесть «Поки» уже неоднократно издавалась на русском языке, сначала эстонскими издательствами (достать книжку было невероятно трудно, это получалось только у посетителей ежегодных столичных книжных ярмарок), а пару лет назад «Росмэном» в серии «Та самая книжка». Читатели книг отмечали большую разницу в цветопередаче этих изданий: если в эстонских книжках все картинки Вальтера были в разных оттенках жёлтого, то в издании «Росмэна» преобладали зелёный и серый. Поскольку ни один из издателей не предъявил сравнения с оригиналами рисунков, остаётся только догадываться, какое издание более аутентично оригиналу и выбирать по своему вкусу. Повесть «Пека», также включённая в книгу, издаётся на русском языке впервые.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Озон

 

Снеговик

Автор Рэймонд Бриггс
Иллюстратор Рэймонд Бриггс
Издательство Поляндрия

«Снеговик» — графический роман для детей без слов, впервые опубликованный в 1978 году, — является, пожалуй, самым известным авторским произведением Рэймонда Бриггса. Мальчик, главный герой истории, лепит живого снеговика, после чего они оба отправляются в сказочный полёт. Книга состоит из десятков картинок-«кадров», глядя на которые ребёнок понимает ход и смысл истории. Темп чтения задают размеры картинок: на одной странице их может быть сразу двенадцать – и это двенадцать следующих друг за другом эпизодов, а на другой – всего одна, и это своего рода кульминация и повод сделать небольшую паузу. Особое свойство книги в том, что она – неяркая и пастельная, что, впрочем, не помешало ей стать одним из непременных атрибутов Рождества.

В Великобритании Бриггс был и остаётся одним из самых знаменитых и успешных иллюстраторов. Он – из немногих художников, которые дважды становились лауреатами медали Кейт Гринуэй, ежегодно присуждаемой автору лучшей книжки-картинки. В 1966 году медаль художнику вручили за иллюстрации к «Сказкам матушки Гусыни», он нарисовал более 800 картинок для сборника детских народных сказок и стихов. В 1973 году премию дали за авторский графический роман «Father Christmas», который в 2005, в год 50-летия премии Кейт Гринуэй, включили в список десяти лучших произведений, отмеченных этой медалью. Книга «Снеговик» также в своё время вошла в Короткий список на соискание этой премии в 1978 году.

В 1982 году по книге был снят анимационный фильм, тут же номинированный на «Оскар». В мультике практически нет слов, зато есть замечательная музыка и знаменитая песня «Walking in the Air». Позже, уже в 2000-е годы, автор Хилари Одус и иллюстратор Джоанна Харрисон сочинили продолжение истории, которое назвали «Снеговик и снежный пёс», оно выполнено в похожей стилистике, хотя там и есть немного текста. По их книжке также был снят мультфильм. Издательство «Поляндрия» выпустило сразу две книги и продаёт их единым комплектом.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт

 

Ночной садовник

Автор Эрик и Терри Фэн
Иллюстратор Эрик и Терри Фэн
Издательство Поляндрия

Как изменится жизнь одного сироты и целого города, если там появится таинственный талантливый садовник? Книгу об этом сочинили братья Эрик и Терри Фэн. Главный герой, сирота Вильям, живёт в приюте в весьма унылом городе. Однажды деревья начали превращаться в животных и птиц: какой-то таинственный садовник подстригал деревья в Гримлох-парке. Каждый день новое дерево собирало вокруг себя все больше зрителей, так люди научились видеть чудеса в простых обыденных вещах, и унылый городок стал разноцветным и радостным.

Для канадских художников, братьев Эрика и Терри это – первая совместная книга, хотя они неоднократно работали над общими проектами и вместе их продвигали. По их словам, именно побочные проекты, связанные с продажей иллюстраций, позволяют им «роскошь» работать над иллюстрированными книжками. Вдохновением для книги стал детский опыт обоих братьев: их отец увлекался разведением бонсаев, даже участвовал и побеждал в тематических конкурсах.

На создание книги понадобилось несколько лет. Однажды братья нарисовали иллюстрацию, на которой был изображён садовник, который вырезает из дерева сову при свете луны, она-то и помогла оформиться идее. Спустя семь лет, они сочинили текст, затем придумали макет и, наконец, приступили к окончательной разработке книги, которая вышла на английском языке в начале 2016 года. Братья сначала рисовали карандашами, ручками и углем, затем сканировали иллюстрации, после обрабатывали изображения с помощью фотошопа.

В настоящий момент братья Фэн работают над следующей совместной книгой, которая называется «Ocean Sky».

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон

 

Медвежонок

Автор Джо Уивер
Иллюстратор Джо Уивер
Издательство Поляндрия

«Медвежонок» — это первая книжка-картинка молодой британской художницы Джо Уивер. История начинается весной, когда у большой медведицы рождается медвежонок, и дальше читатель наблюдает за их жизнью в течение года – мама показывает малышу, что есть, как играть, какие секреты спрятаны в лесу. Книга всех оттенков серого, нарисованная исключительно углём, необычайно выразительна – это одновременный гимн природе и материнской любви.

По словам художницы, ей было важно сочинить такую книгу, которая пробуждала бы эмоции, а для этого нужен персонаж. Она нарисовала множество вариантов медведей, но одни были слишком декоративными и мультяшными, а другие – чересчур реалистичными, как будто из учебника по биологии. В конце концов, появилась медведица – с настоящей шерстью, грузная, но с очень выразительной мордой: художница передаёт её настроение с помощью движений бровей. Изначально книга задумывалась вообще без участия маленького медвежонка, но получалась очень уж унылой, поэтому издатель посоветовал добавить туда чуть-чуть теплоты. Так появился медвежонок, который задал направление всей истории.

Книга вышла в Великобритании в январе 2016 года, а в США – в марте. С тех пор «Медвежонок» был переведён на пять языков, в том числе на русский.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон

 

Армстронг. Невероятное путешествие мышонка на Луну

Автор Торбен Кульман
Иллюстратор Торбен Кульман
Издательство Поляндрия

Дипломный проект молодого немецкого иллюстратора Торбена Кульманакнига про мышонка-пилота «Линдберг» — мгновенно стал мировым бестселлером. Практически сразу же Кульман приступил к работе над продолжением истории; в новой книге тот же герой, умный и отважный мышонок, отправляется в полёт на Луну, ведь ему очень важно выяснить, является ли Луна куском сыра, как думают другие мыши, или это нечто иное. Книга вышла на родине автора весной этого года, а уже осенью появилась в России.

«Армстронг» выполнен по тому же самому шаблону, что и «Линдберг». Это длинный, 120-страничный графический роман с весьма пространным для этого жанра текстом (настолько самостоятельным, что немецкие издатели даже сочли возможным выпустить аудиокнигу, сделав некоторую адаптацию). Главный герой, непризнанный гений-мышонок, непохожий на всех остальных представителей своего вида, совершает научно-техническое открытие века. Подобно настоящему учёному, он пробует снова и снова, за одним неудачным экспериментом следует другой, пока попытка не увенчивается успехом. За «Линдбергом» гнались совы, его преследовали коты, что, с одной стороны, стало стимулом для маленького механика, с другой, добавило движения и динамики в сюжет. С «Армстронгом» всё происходит почти так же: ему мешают полицейские и собаки. Как и предыдущая книга, эта завершается небольшим историческим обзором, в котором кратко обозначены основные вехи покорения космоса.

Автор продолжил работать в излюбленной технике акварельной иллюстрации. Пожалуй, в «Армстронге» больше чистых и ярких цветов и меньше стимпанковской стилистики, чем в предыдущей книге, всё-таки на дворе уже 50-е годы двадцатого века, хотя и нельзя сказать, чтобы Кульман отказался от излюбленной бронзово-дымчатой гаммы. В книге по-прежнему много чертежей, инструментов и мышей, изображённых в различных позах. По словам самого Кульмана, он наблюдал за мышами в зоомагазинах. Там они нередко встают на задние лапы, когда наблюдают за движением колеса, и достаточно один раз понять, как устроена их анатомия, чтобы потом нарисовать сколько угодно реалистичных мышей в разных позах, не глядя на реальный образец. Что до людей в одежде 50-х годов, то здесь художник использовал свои собственные фотографии в войлочной шляпе и старомодном пальто.

«Армстронг» — третья книга художника, на сегодняшний день, самое крупное его произведение. Первая книга Кульмана, которая называется «Город кротов», вышла в 2015 году и пока не издавалась в России.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон

 

Собачка, которой у Нино не было

Автор Эдвард Ван де Фендел
Иллюстратор Антон ван Хертбрюгген
Издательство Самокат

Только издательство «Самокат» выпустило книжку-картинку голландского автора с иллюстрациями бельгийского художника «Собачка, которой у Нино не было», как пришла новость о том, что именно эта книжка стала лауреатом юбилейной, 60-й Deutscher Jugendliteratur Preis в номинации «Книжка-картинка».

История о воображаемом друге не показалась бы нам хоть сколько-нибудь оригинальной, если бы не удивительные иллюстрации Антона ван Хертбрюггена. Его странные, завораживающие пейзажи, раскрашенные в яркие закатные или рассветные цвета, кажутся фантастическими. По словам самого художника, большая часть предварительной работы над любым крупным проектом происходит у него в голове. Только потом, когда все детали придуманы, он начинает рисовать. Все эскизы рисуются карандашом (кстати он делает не более одного-двух эскизов для каждой иллюстрации, поскольку придумал всё заранее), затем Хертбрюгген акцентирует некоторые детали черной тушью или углём, добавляет нужные фактуры и объёмы, после чего сканирует их и раскрашивает уже в компьютере. Он постоянно экспериментирует с печатными техниками и разной фактурой бумаги ещё на этапе эскиза, и это находит своё отражение в готовой работе, несмотря на «цифровую» раскраску.

У Антона ван Хертбрюггена вышли уже две книги: в 2012 году его авторская книжка-картинка «Memoires of a Suburban Utopia», а в 2015 появилась «Собачка, которой у Нино не было». Помимо книжной графики, художник пробовал себя в других проектах, например, занимался оформлением диорам в музее естественных наук и создавал иллюстрации для известных европейских журналов.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон

 

Друзья! Вы можете поддержать наш проект, чтобы мы могли развивать его и публиковать больше интересных авторских материалов об иллюстрированной книге.

 

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *