Лучшие детские иллюстрированные книги июня 2015

Автор обзора: Евгения Шафферт

Муфта, Полботинка и Моховая борода

Автор Эно Рауд
Иллюстратор Эдгар Вальтер
Издательство Нигма

Популярность именно этих иллюстраций трудно переоценить, вряд ли будет преувеличением сказать, что перед нами самое долгожданное переиздание этого года. Эстонский художник, карикатурист и автор детских книг Эдгар Вальтер за свою жизнь оформил более 250 книг, 170 из которых – детские. Одной из самых известных его работ стали иллюстрации к сказке Эно Рауда про накситраллей, причём он умудрялся переделывать их к каждому новому изданию. К советским читателям книга с одним из первых вариантов иллюстраций пришла в 1976 г. и с тех пор переиздавалась не меньше десятка раз.

Вальтер – один из тех прославленных на весь мир художников, что не получили никакого специального образования. Уже в средней школе он начал рисовать карикатуры, затем в течение нескольких лет пробовал целый ряд рабочих профессий и в итоге остановился на карьере художника. К моменту первой публикации «Муфты, Полботинки и Моховой бороды» он был уже членом союза художников Эстонии и автором двух внушительных альбомов карикатур.

Иллюстрации выполнены без помощи компьютера – не было ещё компьютеров в те времена – довольно классическим способом, когда рисуется чернильный контур, который после раскрашивается акварелью. Картинки к сказке получились довольно карикатурными, персонажи гротескны и полны эмоций, а общение с природой раз за разом вызывает на их лицах умиротворённую улыбку. Вообще уже в этой книге проявляется тема, которая впоследствии станет у Вальтера любимой и будет звучать во всех его авторских сказках – взаимоотношения человека и природы, которые выстроены не на рациональной научной основе, а имеют стихийную, мифологическую и эмоциональную природу.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон

 

Лиса и волк, Колобок, Теремок

Иллюстратор А. Н. Комаров
Издательство Облака

Три тонкие книжки с самыми первыми сказками любого российского ребёнка переиздали с почти забытыми сегодня рисунками Алексея Никаноровича Комарова. Ранее эти книги выходили в послевоенном 1948 г., и с тех пор не переиздавались.

А. Н. Комаров, наряду с В. А. Ватагиным, считается одним из родоначальников советской анималистической живописи. Уделяя наибольшее внимание научному рисованию – животным и природе — ещё до революции художник начал иллюстрировать детские книги, в связи с чем появился его особый книжный стиль: на полосных иллюстрациях животные, изображённые с большой анатомической точностью, выражали самые разные эмоции, как и подобает сказочным персонажам. Животные в сказках, проиллюстрированных Комаровым, одеты в народные костюмы, и соответствуют привычным стереотипным образам: лиса – хитрая, медведь – внушительный и сильный, заяц – трусливый хвастун, а пейзажи, на фоне которых происходит действие узнаваемы и универсальны для среднерусской природы, полны цветущих ромашек, шляпок мухоморов и красной земляники.

Алексей Комаров "Лиса и волк", "Колобок", "Теремок"

По мнению искусствоведа Э. Ганкиной, иллюстрациям Комарова «не хватало искусства образного истолкования литературы», и главная его ценность как художника-оформителя детской книги проявилась в научно-популярных изданиях. Однако она же подчёркивает, что традицию иллюстрирования народных сказок, заложенную им, подхватывают и развивают такие признанные мастера, как Ю. Васнецов и Е. Рачёв.

Смотреть иллюстрации
Купить в Лабиринте Теремок | Лиса и волк | Колобок

 

Человечек в коробке

Автор Роман Сеф
Иллюстратор Ника Гольц
Издательство Речь

Книжка-картинка, оформленная Никой Гольц, содержит одно-единственное стихотворение (позже оно входила в сборники стихов Р. Сефа уже под другим названием – «Удивительный трубочист»): историю об игрушке, которая ожила и мечтает принести пользу людям своей работой.

Иллюстрации Гольц в этой книжке не рисуют фантастический мир «условного средневековья», совсем наоборот, мы видим комнаты, наполненные предметами – символами своего времени: в одной из комнат лежат игрушки, которые были у каждого ребёнка в 60-е гг., в другой – советская швейная машинка и детская одежда распространённых в то время фасонов, в третьей мальчик, укрытый клетчатым пледом, спит на кровати с металлической спинкой. Единственное сказочное существо в книге – это ожившая игрушка, маленький трубочист, который умеет выпрыгивать из коробки, благодаря пружине. Между тем, несмотря на реалистичность предметов, книжка у Ники Гольц получилась очень сказочной по духу: утренний городской пейзаж за окном (кажется, это Москва, по крайней мере, отчётливо видна характерная высотка) необычно ярок, за окном летают ласточки, фантазии игрушечного трубочиста оживляют и раскрашивают мир вокруг, а ещё на картинках много ярких акцентов – разных оттенков розового и желтого.

Впервые книжка вышла в 1965 г., издательство «Речь» воспроизводит её без изменений, даже непопулярный сегодня квадратный формат удалось сохранить!

Ника Гольц "Человечек в коробке"

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон

 

Маша-растеряша

Автор Л. Воронкова
Иллюстратор Алексей Лаптев
Издательство Мелик-Пашаев

Назидательная стихотворная история о девочке, которая не может толком одеться, поскольку разбросала и растеряла свою одежду, популярна у родителей по сей день, несмотря на архаизмы (девочки сегодня на носят чулок в детский сад, у них есть удобные колготки, да и слово «шкап» устарело) и очевидную педагогическую «олдскульность» этого текста.

А вот с иллюстраторами «Маше-растеряше» необычайно повезло! «Мелик-Пашаев» переиздает книгу с картинками А. Лаптева, которая выходила в 1960 г., уже после того как художник прославился как иллюстратор «Весёлых картинок» (где работал с 1956 г.) и первый художник «Приключений Незнайки и его друзей». Если маленьких человечков Лаптев нарисовал юмористически, слегка карикатурно, то девочка Маша выполнена совершенно в иной манере, это какой-то тонкий, лиричный реализм. На картинках изображена настоящая лохматая девочка в движении, узнаваемые реальные предметы быта тех лет.

Алексей Лаптев "Маша-растеряша"

Произведение адресовано дошкольникам, поэтому иллюстратор воплотил его в формате книжки-картинки. Здесь нет больших полосных иллюстраций с детально прорисованным фоном, а каждый небольшой кусочек текста сопровождается своей сюжетной картинкой, изображающей мизансцену с участием девочки, кошки, воробьев или мамы.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон

 

Слон в музее

Автор Ирина Зартайская
Иллюстратор Катя Бауман
Издательство Поляндрия

Книжка-картинка современных российских авторов около года ждала своего издателя. Художник книги – Катя Бауман – призналась, что это её любимая работа, хотя за последнее время ей удалось проиллюстрировать немало других интересных историй, например, серию сказок Н. Абрамцевой для издательства «Азбука» и сказку «Чемодановна» Анны Никольской. Всё дело в том, что текст «Слона…» очень лаконичен, и у художника оставался большой простор для творчества.

Сюжет книжки-картинки (слон устраивается работать смотрителем в маленький музей) прост только с первого взгляда. Чуткий интровертный слон приходит работать в музей, чтобы иметь возможность смотреть на скульптуры, а сам становится экспонатом, и люди идут в музей не для встречи с искусством, а для того, чтобы поглядеть на слона. Это ведь действительно маркер нынешней культуры, когда людям нужно что-то всё более «интерактивное» и необычное, и на этом фоне порой могут потеряться и настоящие смыслы общения с прекрасным и настоящие экспонаты.

Катя Бауман "Слон в музее"

Художник Е. Бауман так рассказывает о своей работе: «Позиция этого интеллигентного Слона, возможно по нынешним временам слишком пассивная, мне лично очень понятна и близка, прямо на душу ложится. Плюс замечательный язык — где нет ни одного лишнего слова. Чего стоит только одно собеседование!.. Залу скульптуры прообразом послужил наш музей слепков из Академии (институт Репина, где я училась) — терракотовые стены и родные всем рисующим и привычные белые головы — Давид, Геракл, Гера, Люций Вер, Гомер, Аполлон, Зевс». Читатели книжки может и не догадаются, что она сделана при помощи цифровых технологий, а на самом деле так оно и есть: карандашные контуры были позже раскрашены в компьютере.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон

 

Волшебный мелок

Автор Синкен Хопп
Иллюстратор Евгений Антоненков
Издательство Речь

Сказка норвежского писателя Синкен Хопп про приключения двух друзей Юна и Софуса, в руки которых попал волшебный мелок, рисующий настоящие предметы, издавалась уже дважды: сначала, в 1961 г., отдельной книгой с иллюстрациями норвежского художника Малвин Несет, а после, в конце 80-х гг., в составе большого сборника с немногочисленными черно-белыми иллюстрациями Б. Диодорова (этот сборник был одной из тех книг, которые люди могли купить, если сдавали макулатуру). Сегодня впервые эта книга выходит с цветными иллюстрациями современного российского художника.

Евгений Антоненков – уже признанный мастер, а у книг с его иллюстрациями множество поклонников. Несколько лет назад мы удивлялись, как много книг с картинками любимого художника вышло на английском языке, к российским читателям эти книжки приходили на несколько лет позже, как это было, например, с «Репкой», проиллюстрированной Антоненковым, или его авторской книжкой-картинкой про летающего ослика. Зато теперь книги с его картинками, нарисованными чаще всего пером и акварелью или акрилом, появляются в наших издательствах довольно регулярно. Например, иллюстрации к сказке «Волшебный мелок» художник не хранил годами «в столе», ожидая издателя, они были созданы специально для данного издания серии «Образ Речи».

В книге целых 192 иллюстрации, среди них есть большие цветные полосные картинки, небольшие зарисовки персонажей и деталей без фонов, рассыпанные по страницам, а каждая глава открывается небольшой монохромной картинкой-заставкой. В рисунках Антоненкова, как и всегда, много юмора и движения, он отлично передал атмосферу сказки, в которой сюжет то и дело начинает петлять, аллюзии на известные тексты сыплются одна за другой, а абсурд присутствует в нужной пропорции.

Это уже третья книга в серии «Образ Речи», проиллюстрированная Е. Антоненковым. До этого он нарисовал картинки к сказкам про бабку Ёжку и её друзей современного российского писателя Антона Сои.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт

 

Остров моего дедушки

Автор Бенджи Дэвис
Иллюстратор Бенджи Дэвис
Издательство Поляндрия

Уже третью книжку-картину британского иллюстратора Бенджи Дэвиса выпускает питерское издательство «Поляндрия» (ранее в 2015 г. читатели увидели книги «День, когда я встретил кита» и «На высоком холме»), при этом на русском языке она выходит раньше, чем на английском на родине автора.

В новой книге автор обращается к теме потери близкого родственника – дедушки. В книге не звучит слово «смерть», и Дэвис не говорит об этом напрямую – в его истории внук Сид и его дедушка отправляются на особый, самый прекрасный остров, остров Дедушки. Там сплошные чудеса, необычайно красиво, можно дружить с тропическими животными, и, к сожалению, дедушка останется там навсегда, а внук вернётся в его дом один. Наверное, это самая яркая и жизнеутверждающая книга автора, несмотря на непростую тему и щемящую историю.

Как и многие современные иллюстраторы, Бенджи Дэвис рисует с помощью компьютера, так что кажется скоро даже самые консервативные читатели простятся со своей предубежденностью в адрес «компьютерных картинок».

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон

 

Моё любимое животное

Автор Катрин Грив
Иллюстратор Эммануэль Чукриэль
Издательство Манн, Иванов и Фербер

Специализация французской художницы Эммануэль Чукриэль – медицинская и научная иллюстрация. Это значит, что она изображает предметы такими, какие они есть на самом деле, мастерски подбирает цвета, точно соответствующие реальному цвету предметов, и очень аккуратна во всём, что касается линий и пропорций. Её работы сравнивают с картинками натуралистов XIX в., когда ботаническая иллюстрация была на очень высоком уровне в связи с отсутствием других простых доступных способов зафиксировать изображение на бумаге.

Самыми известными работами Чукриэль в области детской иллюстрации стали книги, выпущенные в соавторстве с Викторией Аладжиди, — визуальные энциклопедии с изображением животных, растений, насекомых, культурных достопримечательностей. Три книги этого авторского дуэта («Чудеса света. Иллюстрированный путеводитель», «Животные. Иллюстрированый справочник» и «Атлас животных») уже были выпущены на русском языке издательством «Клевер-Медиа-Груп». Сейчас издательство «Манн, Иванов и Фербер» представляет работу иллюстратора, созданную для художественного текста Катрин Грев: в этой истории девочка, подобно российскому Алёше-Почемучке, ходит по зоопарку, рассматривает разных зверей, что-то узнает о них и пытается понять, какое из них ей нравится больше всего.

Эммануэль выполняет контуры рисунков китайскими чернилами и рапидографом, а затем очень лаконично раскрашивает их акварелью. Получаются достоверные и узнаваемые детальные изображения, с помощью которых можно знакомить маленького читателя с миром живой природы, учить его наблюдать и видеть красивое.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон

 

 

Друзья! Вы можете поддержать наш проект, чтобы мы могли развивать его и публиковать больше интересных авторских материалов об иллюстрированной книге.

 

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *