Автор обзора: Евгения Шафферт
Муфта, Полботинка и Моховая борода
![](http://www.fairyroom.ru/wp-content/uploads/2015/07/вальтер-обл2.jpg)
Автор Эно Рауд
Иллюстратор Эдгар Вальтер
Издательство Нигма
Популярность именно этих иллюстраций трудно переоценить, вряд ли будет преувеличением сказать, что перед нами самое долгожданное переиздание этого года. Эстонский художник, карикатурист и автор детских книг Эдгар Вальтер за свою жизнь оформил более 250 книг, 170 из которых – детские. Одной из самых известных его работ стали иллюстрации к сказке Эно Рауда про накситраллей, причём он умудрялся переделывать их к каждому новому изданию. К советским читателям книга с одним из первых вариантов иллюстраций пришла в 1976 г. и с тех пор переиздавалась не меньше десятка раз.
Вальтер – один из тех прославленных на весь мир художников, что не получили никакого специального образования. Уже в средней школе он начал рисовать карикатуры, затем в течение нескольких лет пробовал целый ряд рабочих профессий и в итоге остановился на карьере художника. К моменту первой публикации «Муфты, Полботинки и Моховой бороды» он был уже членом союза художников Эстонии и автором двух внушительных альбомов карикатур.
Иллюстрации выполнены без помощи компьютера – не было ещё компьютеров в те времена – довольно классическим способом, когда рисуется чернильный контур, который после раскрашивается акварелью. Картинки к сказке получились довольно карикатурными, персонажи гротескны и полны эмоций, а общение с природой раз за разом вызывает на их лицах умиротворённую улыбку. Вообще уже в этой книге проявляется тема, которая впоследствии станет у Вальтера любимой и будет звучать во всех его авторских сказках – взаимоотношения человека и природы, которые выстроены не на рациональной научной основе, а имеют стихийную, мифологическую и эмоциональную природу.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон
Лиса и волк, Колобок, Теремок
![](http://www.fairyroom.ru/wp-content/uploads/2015/07/3330.jpg)
Иллюстратор А. Н. Комаров
Издательство Облака
Три тонкие книжки с самыми первыми сказками любого российского ребёнка переиздали с почти забытыми сегодня рисунками Алексея Никаноровича Комарова. Ранее эти книги выходили в послевоенном 1948 г., и с тех пор не переиздавались.
А. Н. Комаров, наряду с В. А. Ватагиным, считается одним из родоначальников советской анималистической живописи. Уделяя наибольшее внимание научному рисованию – животным и природе — ещё до революции художник начал иллюстрировать детские книги, в связи с чем появился его особый книжный стиль: на полосных иллюстрациях животные, изображённые с большой анатомической точностью, выражали самые разные эмоции, как и подобает сказочным персонажам. Животные в сказках, проиллюстрированных Комаровым, одеты в народные костюмы, и соответствуют привычным стереотипным образам: лиса – хитрая, медведь – внушительный и сильный, заяц – трусливый хвастун, а пейзажи, на фоне которых происходит действие узнаваемы и универсальны для среднерусской природы, полны цветущих ромашек, шляпок мухоморов и красной земляники.
По мнению искусствоведа Э. Ганкиной, иллюстрациям Комарова «не хватало искусства образного истолкования литературы», и главная его ценность как художника-оформителя детской книги проявилась в научно-популярных изданиях. Однако она же подчёркивает, что традицию иллюстрирования народных сказок, заложенную им, подхватывают и развивают такие признанные мастера, как Ю. Васнецов и Е. Рачёв.
Смотреть иллюстрации
Купить в Лабиринте Теремок | Лиса и волк | Колобок
Человечек в коробке
![](http://www.fairyroom.ru/wp-content/uploads/2015/07/гольц-обл1.jpg)
Автор Роман Сеф
Иллюстратор Ника Гольц
Издательство Речь
Книжка-картинка, оформленная Никой Гольц, содержит одно-единственное стихотворение (позже оно входила в сборники стихов Р. Сефа уже под другим названием – «Удивительный трубочист»): историю об игрушке, которая ожила и мечтает принести пользу людям своей работой.
Иллюстрации Гольц в этой книжке не рисуют фантастический мир «условного средневековья», совсем наоборот, мы видим комнаты, наполненные предметами – символами своего времени: в одной из комнат лежат игрушки, которые были у каждого ребёнка в 60-е гг., в другой – советская швейная машинка и детская одежда распространённых в то время фасонов, в третьей мальчик, укрытый клетчатым пледом, спит на кровати с металлической спинкой. Единственное сказочное существо в книге – это ожившая игрушка, маленький трубочист, который умеет выпрыгивать из коробки, благодаря пружине. Между тем, несмотря на реалистичность предметов, книжка у Ники Гольц получилась очень сказочной по духу: утренний городской пейзаж за окном (кажется, это Москва, по крайней мере, отчётливо видна характерная высотка) необычно ярок, за окном летают ласточки, фантазии игрушечного трубочиста оживляют и раскрашивают мир вокруг, а ещё на картинках много ярких акцентов – разных оттенков розового и желтого.
Впервые книжка вышла в 1965 г., издательство «Речь» воспроизводит её без изменений, даже непопулярный сегодня квадратный формат удалось сохранить!
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон
Маша-растеряша
![](http://www.fairyroom.ru/wp-content/uploads/2015/07/Masha-rasteriasha_cover-2.jpg)
Автор Л. Воронкова
Иллюстратор Алексей Лаптев
Издательство Мелик-Пашаев
Назидательная стихотворная история о девочке, которая не может толком одеться, поскольку разбросала и растеряла свою одежду, популярна у родителей по сей день, несмотря на архаизмы (девочки сегодня на носят чулок в детский сад, у них есть удобные колготки, да и слово «шкап» устарело) и очевидную педагогическую «олдскульность» этого текста.
А вот с иллюстраторами «Маше-растеряше» необычайно повезло! «Мелик-Пашаев» переиздает книгу с картинками А. Лаптева, которая выходила в 1960 г., уже после того как художник прославился как иллюстратор «Весёлых картинок» (где работал с 1956 г.) и первый художник «Приключений Незнайки и его друзей». Если маленьких человечков Лаптев нарисовал юмористически, слегка карикатурно, то девочка Маша выполнена совершенно в иной манере, это какой-то тонкий, лиричный реализм. На картинках изображена настоящая лохматая девочка в движении, узнаваемые реальные предметы быта тех лет.
Произведение адресовано дошкольникам, поэтому иллюстратор воплотил его в формате книжки-картинки. Здесь нет больших полосных иллюстраций с детально прорисованным фоном, а каждый небольшой кусочек текста сопровождается своей сюжетной картинкой, изображающей мизансцену с участием девочки, кошки, воробьев или мамы.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон
Слон в музее
![](http://www.fairyroom.ru/wp-content/uploads/2015/07/бауман-обл1.jpg)
Автор Ирина Зартайская
Иллюстратор Катя Бауман
Издательство Поляндрия
Книжка-картинка современных российских авторов около года ждала своего издателя. Художник книги – Катя Бауман – призналась, что это её любимая работа, хотя за последнее время ей удалось проиллюстрировать немало других интересных историй, например, серию сказок Н. Абрамцевой для издательства «Азбука» и сказку «Чемодановна» Анны Никольской. Всё дело в том, что текст «Слона…» очень лаконичен, и у художника оставался большой простор для творчества.
Сюжет книжки-картинки (слон устраивается работать смотрителем в маленький музей) прост только с первого взгляда. Чуткий интровертный слон приходит работать в музей, чтобы иметь возможность смотреть на скульптуры, а сам становится экспонатом, и люди идут в музей не для встречи с искусством, а для того, чтобы поглядеть на слона. Это ведь действительно маркер нынешней культуры, когда людям нужно что-то всё более «интерактивное» и необычное, и на этом фоне порой могут потеряться и настоящие смыслы общения с прекрасным и настоящие экспонаты.
Художник Е. Бауман так рассказывает о своей работе: «Позиция этого интеллигентного Слона, возможно по нынешним временам слишком пассивная, мне лично очень понятна и близка, прямо на душу ложится. Плюс замечательный язык — где нет ни одного лишнего слова. Чего стоит только одно собеседование!.. Залу скульптуры прообразом послужил наш музей слепков из Академии (институт Репина, где я училась) — терракотовые стены и родные всем рисующим и привычные белые головы — Давид, Геракл, Гера, Люций Вер, Гомер, Аполлон, Зевс». Читатели книжки может и не догадаются, что она сделана при помощи цифровых технологий, а на самом деле так оно и есть: карандашные контуры были позже раскрашены в компьютере.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон
Волшебный мелок
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9068/157060903.2bc/0_1fcdca_1ab5574a_orig.jpg)
Автор Синкен Хопп
Иллюстратор Евгений Антоненков
Издательство Речь
Сказка норвежского писателя Синкен Хопп про приключения двух друзей Юна и Софуса, в руки которых попал волшебный мелок, рисующий настоящие предметы, издавалась уже дважды: сначала, в 1961 г., отдельной книгой с иллюстрациями норвежского художника Малвин Несет, а после, в конце 80-х гг., в составе большого сборника с немногочисленными черно-белыми иллюстрациями Б. Диодорова (этот сборник был одной из тех книг, которые люди могли купить, если сдавали макулатуру). Сегодня впервые эта книга выходит с цветными иллюстрациями современного российского художника.
Евгений Антоненков – уже признанный мастер, а у книг с его иллюстрациями множество поклонников. Несколько лет назад мы удивлялись, как много книг с картинками любимого художника вышло на английском языке, к российским читателям эти книжки приходили на несколько лет позже, как это было, например, с «Репкой», проиллюстрированной Антоненковым, или его авторской книжкой-картинкой про летающего ослика. Зато теперь книги с его картинками, нарисованными чаще всего пером и акварелью или акрилом, появляются в наших издательствах довольно регулярно. Например, иллюстрации к сказке «Волшебный мелок» художник не хранил годами «в столе», ожидая издателя, они были созданы специально для данного издания серии «Образ Речи».
В книге целых 192 иллюстрации, среди них есть большие цветные полосные картинки, небольшие зарисовки персонажей и деталей без фонов, рассыпанные по страницам, а каждая глава открывается небольшой монохромной картинкой-заставкой. В рисунках Антоненкова, как и всегда, много юмора и движения, он отлично передал атмосферу сказки, в которой сюжет то и дело начинает петлять, аллюзии на известные тексты сыплются одна за другой, а абсурд присутствует в нужной пропорции.
Это уже третья книга в серии «Образ Речи», проиллюстрированная Е. Антоненковым. До этого он нарисовал картинки к сказкам про бабку Ёжку и её друзей современного российского писателя Антона Сои.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт
Остров моего дедушки
![](http://www.fairyroom.ru/wp-content/uploads/2015/07/ill6014.jpg)
Автор Бенджи Дэвис
Иллюстратор Бенджи Дэвис
Издательство Поляндрия
Уже третью книжку-картину британского иллюстратора Бенджи Дэвиса выпускает питерское издательство «Поляндрия» (ранее в 2015 г. читатели увидели книги «День, когда я встретил кита» и «На высоком холме»), при этом на русском языке она выходит раньше, чем на английском на родине автора.
В новой книге автор обращается к теме потери близкого родственника – дедушки. В книге не звучит слово «смерть», и Дэвис не говорит об этом напрямую – в его истории внук Сид и его дедушка отправляются на особый, самый прекрасный остров, остров Дедушки. Там сплошные чудеса, необычайно красиво, можно дружить с тропическими животными, и, к сожалению, дедушка останется там навсегда, а внук вернётся в его дом один. Наверное, это самая яркая и жизнеутверждающая книга автора, несмотря на непростую тему и щемящую историю.
Как и многие современные иллюстраторы, Бенджи Дэвис рисует с помощью компьютера, так что кажется скоро даже самые консервативные читатели простятся со своей предубежденностью в адрес «компьютерных картинок».
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон
Моё любимое животное
![](http://www.fairyroom.ru/wp-content/uploads/2015/07/чукриель-обл11.png)
Автор Катрин Грив
Иллюстратор Эммануэль Чукриэль
Издательство Манн, Иванов и Фербер
Специализация французской художницы Эммануэль Чукриэль – медицинская и научная иллюстрация. Это значит, что она изображает предметы такими, какие они есть на самом деле, мастерски подбирает цвета, точно соответствующие реальному цвету предметов, и очень аккуратна во всём, что касается линий и пропорций. Её работы сравнивают с картинками натуралистов XIX в., когда ботаническая иллюстрация была на очень высоком уровне в связи с отсутствием других простых доступных способов зафиксировать изображение на бумаге.
Самыми известными работами Чукриэль в области детской иллюстрации стали книги, выпущенные в соавторстве с Викторией Аладжиди, — визуальные энциклопедии с изображением животных, растений, насекомых, культурных достопримечательностей. Три книги этого авторского дуэта («Чудеса света. Иллюстрированный путеводитель», «Животные. Иллюстрированый справочник» и «Атлас животных») уже были выпущены на русском языке издательством «Клевер-Медиа-Груп». Сейчас издательство «Манн, Иванов и Фербер» представляет работу иллюстратора, созданную для художественного текста Катрин Грев: в этой истории девочка, подобно российскому Алёше-Почемучке, ходит по зоопарку, рассматривает разных зверей, что-то узнает о них и пытается понять, какое из них ей нравится больше всего.
Эммануэль выполняет контуры рисунков китайскими чернилами и рапидографом, а затем очень лаконично раскрашивает их акварелью. Получаются достоверные и узнаваемые детальные изображения, с помощью которых можно знакомить маленького читателя с миром живой природы, учить его наблюдать и видеть красивое.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон
Друзья! Вы можете поддержать наш проект, чтобы мы могли развивать его и публиковать больше интересных авторских материалов об иллюстрированной книге.