Лучшие детские иллюстрированные книги июля 2015

Автор обзора: Евгения Шафферт

Где обедал воробей?

Автор С. Маршак
Иллюстратор М. Скобелев
Издательство Лабиринт

О том, что переиздания советских детских книг в их первозданном виде (то есть с сохранением того же самого текста, иллюстраций и даже обложки) – это главнейший и самый востребованный у покупателей нынешний тренд, не твердит только ленивый. Издательство «Лабиринт» представляет нам альтернативный вариант работы с классическими иллюстрациями: из обычной тонкой книжки на скрепке с привычным всем с детства стихотворением издатели сделали интерактивную книжку-картонку: воробей с рисунков М. Скобелева «перелетел» на отдельную картонную фигурку, прикреплённую к книжке шёлковым ляссе, и теперь может по-настоящему побывать «в гостях» в клетках у самых разных животных, для этого маленькому читателю достаточно взять фигурку в руки и перемещать её с одной страницы на другую. На последнем развороте редакторы и дизайнеры книги приготовили ещё один сюрприз: «зубастый крокодил» стал по-настоящему опасным, ведь обычное плоское изображение превратили в панорамную картинку, и древнее пресмыкающееся будет открывать и закрывать пасть, стоит только раскрыть страницы.

Редактор детского направления издательства рассказал, что идея книги пришла после мастер-класса на одной из книжных ярмарок. Детям предложили самостоятельно сделать игровую книжку С. Маршака: надо было, используя распечатанные иллюстрации М. Скобелева, знакомые их мамам и папам с раннего детства, вырезать фигурки животных, воробья и наклеить их на листы бумаги. Участникам мероприятия так понравился результат, что они тут же стали спрашивать, где продаётся такая книжка? Пришлось делать книжку! Правда на создание её ушло больше двух лет.

Обычно читатели очень настороженно относятся к любым изменениям в привычных с детства картинках и текстах, однако благодаря новому изданию «Где обедал воробей?» многие наверняка изменят свое мнение к экспериментам дизайнеров. Оказывается, вполне можно превратить обычную старую тонкую книжку в современную интерактивную картонку и ничего при этом не испортить.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт

 

О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке

Автор А. Введенский
Иллюстратор Наталья Кнорринг
Издательство Речь

Перед нами, пожалуй, образцовая книжка для дошкольников: семья, игры, детская жизнь, рассказанная тонко и точно. Впервые повесть А. Введенского была опубликована в 1937 г., как раз после возвращения писателя после многолетних скитаний, ссылок, бездомья в Ленинград, где он наконец удачно женился и стал отцом. Первым иллюстратором повести была Е. Сафонова, крёстная мать сына писателя.

Для издания 1956 г. рисовала Наталья Кнорринг, именно его воспроизводит «Речь» в своей новой серии «Такое разное детство». Иллюстрации в книге черно-белые, графические, сегодня так для дошкольников не рисуют. Художница подробно и реалистично изобразила детей и взрослых, а также окружающую обстановку – игрушки, вещи, одежду, интерьеры. Лица детей на больших полосных и множестве маленьких картинок подчеркнуто эмоциональны и как будто ретушированы, облагорожены, круглощеки, глядя на них, как будто можно вернуться на несколько десятилетий назад, погрузиться не реальную жизнь, а скорее в эстетику тех лет. Нас тогда конечно не было, но голоса, интонации и мимика оживают благодаря кинематографу – мы как будто продолжаем смотреть черно-белое кино, допустим, «Подкидыш» или «Слон и веревочка».

К сожалению, очень мало известно о художнице. Наталья Кнорринг в 1950-1960-е гг. проиллюстрировала несколько книг для дошкольников, в том числе произведения Елены Благининой, Зои Александровой, Надежды Калининой, Валентины Путилиной, работая в довольно традиционной для детской книжной графики тех лет реалистичной манере.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт

 

Домик с трубой

Автор Юнна Мориц
Иллюстратор Александр Аземша
Издательство Речь

Сборник ранних стихотворений Юнны Мориц – это одно из переизданий, выпущенное в серии «Любимая мамина книжка». Точно такая же книга, правда на скрепке и в мягкой обложке, уже выходила в 1986 г., тогда её иллюстратор Александр Аземша ещё был главным художником журнала «Костёр».

Композиция всех разворотов одинаковая: одна страница занята большой яркой иллюстрацией на всю полосу без полей, на второй размещено стихотворение в окружении нескольких маленьких картинок, дополняющих основную. Художник мастерски рисовал на размытой акварели, практически все его иллюстрации имеют сплошной цветной фон, и на умело размытых потеках краски он выстраивал композицию четкими яркими линиями с использованием туши. Нередко Аземша творчески дополнял текст литературного произведения, которое иллюстрировал. Исключением не стали и стихи Юнны Мориц (тем более, что они вообще благодатный материал для такого рода работы). Например, стихи, в которых нет сюжета, вроде «Песенки про сказку», Аземша населил персонажами: строчки «чтобы добрый чтобы злого стать хорошим убедил» сопровождаются картинкой с изображением несомненно доброй русоволосой девочки с корзиночкой и трехголового дракона, о которых ничего не сказано в стихотворении, однако у читателя нет никаких сомнений: они уже стали самыми добрыми на свете, вон как улыбаются!

А. Аземша, судя по его последним интервью, довольно критично относился к российской книжной иллюстрации последних лет и не очень тепло принимал картинки современных западных художников сетовал на то, что ориентиры, заданные старой школой, уходят. Молодым художникам он советовал: «Повышать общую культуру. Рисовать каждый день, ходить в музеи, изучать историю искусства. И самое главное — больше читать. А то, что же за иллюстратор, который Пушкина не читал?»

Александр Аземша "Домик с трубой"

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон

 

Ключ от сказки

Автор Роман Сеф
Иллюстратор Юрий Ващенко
Издательство Речь

Очередная книга проекта «Образ Речи» представлена переизданием сборника авторских стихотворений и переводов Романа Сефа с иллюстрациями Юрия Ващенко. Художник немного изменил обложку, но в целом новая книга повторяет издание 1984 г. Это единственная за последние несколько лет книга с иллюстрациями Ващенко, предыдущая, «Сказки викторианской Англии», вышла в 2012 г. в издательстве «Вита-Нова».

Говорят, что английские специалисты по «Алисе в стране чудес» при упоминании русских изданий сказки в первую очередь называют фамилию Ващенко. Кажется, ему особенно хорошо удаются абсурдные сказки. В одном из интервью Юрий Ващенко утверждал, что «самым близким мне в рисунке, в живописи был мир натюрморта, поэтому вещь сама по себе, вещь в себе – это было то, что меня постоянно интересует, то, что мне как раз кажется предметом игры с реальностью. И в этом смысле мне было легко рассмотреть, найти эти предметы…»

Неудивительно, что его иллюстрации так органично совпали со стихотворениями Сефа, ведь это почти всегда поэзия волшебного предмета, таящего внутри какой-то секрет: «Клубок», «Голубой метеорит», «Карандаш», «Лопата», «Диван», «Кактус» — это лишь некоторые из заглавий-вещей, задавших темы стихотворениям сборника. Два мастера парадоксов и зазеркальных образов очень удачно совпали в мировоззрении, вот и получился Образ Речи, в котором кактус превращается в ёжика, мальчик накроет стол к обеду вверх ногами, а муха превратится в слона по-настоящему.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт

 

Счастливый конец

Автор Е. Борисова
Иллюстратор Г. А. В. Траугот
Издательство Студия 4 + 4

Сказка Екатерины Борисовой издавалась в 1970 г. Спустя сорок лет, в 2012 г., её переиздали в «Студии 4 + 4», а совсем недавно, в июле 2015 г. в продажу поступил второй тираж обновлённой книги, в котором чуть изменили цвет переплёта и завернули книгу в суперобложку.

Новое издание существенно отличается от первоначального. Во-первых, у него значительно увеличен формат. Во-вторых, издатели обнаружили, что в первое издание книги вошла лишь половина иллюстраций, и решили исправить этот досадный, по их мнению, недостаток. Ну и наконец, новая книга получилась ярче прежней, сказались то ли особенности новой современной полиграфии, то ли соответствующая компьютерная обработка иллюстраций перед печатью. Надо сказать, что читатели весьма неоднозначно восприняли изменения. Даже увеличение количества картинок было подвергнуто критике: теперь на страницах буквальным образом пестрит от них: почти на каждом развороте есть большая полосная иллюстрация, а помимо них множество небольших картинок, рассыпанных по странице. Как будто речь идёт не о книге с цельными композицией и дизайном, а о художественном альбоме художников.

Г.А.В.Траугот "Счастливый конец"

Впрочем, иллюстрации Трауготов в любом случае хороши. В них как всегда много прозрачно-голубого и «особые» акварельные потеки. Форзац и нахзац украшены двумя частями карты Волшебной страны, в которую предстоит совершить путешествие девочке Веснушке, каждая глава открывается рисованной буквицей, а текст, помимо множества иллюстраций, размечен авторскими виньетками.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт

 

Черника для Саши

Автор Роберт Макклоски
Иллюстратор Роберт Макклоски
Издательство Розовый жираф

«Черника для Саши» — это на самом деле «Черника для Салли», классическая книжка-картинка, которая регулярно переиздается, начиная с 1948 г. В этой истории маленькая девочка Салли отправляется вместе с мамой за ягодами, одновременно с ними лесная медведица с медвежонком тоже решают полакомиться черникой. Две эти семьи – человеческую и медвежью – художник изобразил композиционно очень похоже, только расположены они друг напротив друга. Так на протяжении книжки художник как будто сравнивает поведение людей и животных и ловко подмечает в них общие черты. Естественно в книжке происходит встреча, которая заканчивается благополучно для обеих сторон. Иллюстрации выполнены одним цветом – синими чернилами, художник работал в технике ксилографии.

«Черника для Саши» входит во всевозможные рейтинги лучших книжек-картинок, в 1949 г. книга стала лауреатом Caldecott Honor, а в 1967 г. экранизирована. Прообразами для девочки Саши и её мамы стали дочь художника Салли и жена Пегги. Впоследствии, в 1953 г., художник нарисовал своего рода продолжение, ещё одну историю про Салли и маму, которую назвал «Одно утро в Мэне» (одна из четырех книг художника, действие которой происходит в штате Мэн). Она также будет удостоена награды Caldecott Honor.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон

 

Алиса в Зазеркалье

Автор Льюис Кэрролл
Иллюстратор Роберт Ингпен
Издательство Махаон

Девятнадцатая книга серии «Книги с иллюстрациями Роберта Ингпена» — это «Алиса в Зазеркалье», иллюстрации к которой художник создал буквально накануне, как раз к 150-летнему юбилею первого издания «Алисы в стране чудес». На английском языке книга выйдет только в ноябре 2015 г., а российские читатели уже сейчас имеют возможность рассмотреть новое произведение художника (а он нарисовал более 70 картинок к этой книге).

Роберт Ингпен – единственный австралийский иллюстратор, получивший высшую награду в области детской литературы, Золотую медаль Андерсена. Он невероятно продуктивно работает, на счету художника уже более сотни детских книг, при этом существенная часть из них – признанная детская классика, сложные объёмные произведения, которые требуют не только фантазии и мастерства, но и глубокого знания исторических реалий, предметов быта и культуры прошлых лет. Ингпен очень глубоко погружается в текст, который иллюстрирует. Например, когда он рисовал иллюстрации к «Острову сокровищ» и должен был изображать Джона Сильвера, то специально встречался с хирургом-ортопедом, чтобы обсудить с ним, каким образом человек с ампутированной конечностью может вести такой активный образ жизни, как описывал Стивенсон.

Приступая к работе над новой книгой, Ингпен делает своего рода «раскадровку»: оценивает объем текста, прикидывает количество разворотов будущей книги и намечает эскизы иллюстраций. Затем приступает к рисованию. Он всегда рисует на бумаге увеличенного формата сначала карандашом, а затем раскрашивает изображения акварелью, вырисовывая тончайшие подробности.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт

 

Белоснежка

Автор Я. И В. Гримм
Иллюстратор Мануэла Адреани
Издательство Молодая мама

Молодое питерское издательство представляет читателям нового итальянского иллюстратора (в прошлом – графического дизайнера) Мануэлу Адреани. На счету молодого иллюстратора, не отмеченного пока никакими громкими мировыми премиями, уже пять книг, и все они – признанная классика. Она проиллюстрировала в жанре книжки-картинки адаптированные пересказы «Волшебника в стране Оз», «Пиноккио», «Белоснежки», «Алисы в стране чудес» и сейчас заканчивает работу над иллюстрациями к «Маленькому принцу». Как раз три первые книги «Молодая мама» представляет на русском языке. Мы имеем дело с переводами пересказов, то есть тексты сокращены и далеки от оригиналов по стилистике, зато издательство позаботилось о том, чтобы у книг были хорошие переводчики.

Немного искажённые гротескные пропорции персонажей, узкие глаза, уголки бровей, незначительные отличия между мужскими и женскими фигурами напоминают нам о творчестве Ребекки Дотремер, а также хороших образцах японского аниме. Художник не вырисовывает многочисленные детали и вообще скорее декоративен, чем реалистичен. Отсутствие мелких подробностей компенсируется удачной композицией, а также использованием узоров и текстур для раскрашивания некоторых деталей, вроде ткани платья, перьев птиц или деталей интерьера.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт

 

Польди и Павлуша. Большая пингвинья семья

Автор Кристиан и Фабиан Джеремис
Иллюстратор Кристиан и Фабиан Джеремис
Издательство Поляндрия

Виммельбух про пингвинов, представленный питерским издательством, создали братья-близнецы, немецкие художники Кристиан и Фабиан Джеремисы. Уже несколько лет они рисуют для популярных детских энциклопедий «Was ist was», школьных учебников, а также придумывают виммельбухи, вроде «Мой большой виммельбух – Берлин». Книга про Польди и Павлушу стала их первой авторской книжкой-картинкой, которую они придумали полностью – от сюжета до небольшого текста.

Как любая книга подобного жанра, эта содержит множество персонажей, мизансцен, мельчайших деталей и небольших сюжетов. Задача читателя – помочь бабушке-пингвинихе на каждом развороте отыскать детали костюма радуги для большой семейной фотографии. Как обычно в подобных книгах, заодно читатель обнаружит кучу других неожиданных и смешных подробностей, впрочем, авторы так удачно выбрали персонажей для книги, что это уже, как говорится, 2/3 успеха.

Братья Джеремисы с самого раннего детства рисуют вместе. Ещё в школе (кстати, даже оценки и школьные проступки у них были одинаковыми), они решили вместе учиться на художников, а после работать вдвоём. В одном из интервью, братья рассказали, что учитель искусства в начальной школе считал их дерзкими и совершенно лишенными таланта. Своей будущей профессией они обязаны маме, которая верила в их способности и помогала развиваться.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт

 

Друзья! Вы можете поддержать наш проект, чтобы мы могли развивать его и публиковать больше интересных авторских материалов об иллюстрированной книге.

 

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *