Лучшие иллюстрированные книги декабря 2016 – января 2017

Автор обзора: Евгения Шафферт

Собачки

Автор Вера Ермолаева
Иллюстратор Вера Ермолаева
Издательство Ad Marginem

После того, как в России переиздали множество самых популярных советских детских книг, пришло время вспомнить о полузабытых изданиях первых послереволюционных лет, когда в детскую иллюстрацию пришла целая плеяда талантливых художников-модернистов. Издательство Ad Marginem возвращает читателям шедевры конца 20-х – начала 30-х годов: в серии «А+А» вышли книги с иллюстрациями художников «Ленинградской школы», круга учеников Петрова-Водкина, сотрудников редакции Владимира Лебедева, к которой принадлежала и художница Вера Ермолаева. Сегодня читатели помнят не так много книг с её работами.

Ермолаева занималась иллюстрацией с 1918 года. Как раз тогда она создала в Петербурге художественную артель, выпускавшую ограниченным тиражом лубки и книжки-картинки, которые иллюстрировались в технике линогравюры (например, так вышла книга Уолта Уитмена «Пионеры» с её иллюстрациями). Позже она работала в технике литографии, художником в театре и преподавателем рисования в Витебске, а затем – в Петрограде, где руководила лабораторией цвета в Государственном институте художественной культуры. В конце 20-х годов художница вновь обратилась к детской иллюстрации и рисовала для книг классиков и своих современников, детских журналов.

Манера Ермолаевой узнаваема: на её иллюстрациях, наследующих традиции народного лубка, нередко изображается сразу несколько персонажей, которые не движутся слева направо, а смотрят в разные стороны, как экспонаты какой-то диковинной коллекции. «Собачки», изданные в 1929 году Госиздатом тиражом 15 тысяч экземпляров, — это классическая книжка-картинка, своего рода образец жанра. В книге представлены самые разные породы собак во всех возможных позах, взрослые и щенки, изображённые реалистично и в то же время достаточно гротескно. Их количество растёт от разворота к развороту в геометрической прогрессии: сначала читатель видит одну собаку, затем – две, на следующей странице их четыре, а потом уже восемь… В конце читателю предлагается самому посчитать собачек.

Художнице удалось сделать в книжной иллюстрации, да и в других областях, не так уж и много: в 1934 году она была репрессирована, а в 1937 расстреляна. На протяжении десятилетий книги с её иллюстрациями не переиздавались и были известны лишь коллекционерам. Только сейчас они вновь понемногу возвращаются к читателям.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Myshop | Озон

Живые машины Владимира Тамби

Автор Владимир Тамби
Иллюстратор Владимир Тамби
Издательство Арт-Волхонка

Издательство «Арт-Волхонка» также обратилось к советской детской иллюстрации конца 20-х — начала 30-х годов и, совместно с Российской государственной детской библиотекой, выпустило два набора репринтных изданий книг с иллюстрациями Владимира Тамби. В одном из них – «Про город» — объединили четыре книги об архитектуре и городской жизни, во второй папке читатель обнаружит шесть книг про транспорт.

Владимир Тамби проиллюстрировал около 150 изданий, однако самыми интересными исследователи считают его работы для детских книг конца 20-х — начала 30-х гг. В этот период Тамби работал в Детгизе под руководством Владимира Лебедева и создавал книжки-картинки в жанре «производственной книги», рассказывающей ребёнку о технике и её предназначении. Машины, корабли, самолёты были главным увлечением художника, на протяжении всей жизни он тщательно изучал их устройство, коллекционировал изображения современной техники, даже работал на корабле, чтобы лучше понять его устройство.

Владимир Тамби "Автомобиль"

Художник предложил оригинальный формат книжки-картинки: основной текст он размещал на первой и последней страницах, где не было картинок, а все остальное пространство книги заполнял рисунками с короткими (часто в одно слово) подписями. Пространство разворотов плотно закрашено ярким фоном, на котором в шахматном порядке расположены автомобили, корабли или самолёты, каждый из них детально прорисован и отличается от других. Художник изящно сочетает декоративность и реалистичность: перед нами не выставка моделей, а транспорт в момент своего движения. Машины отличаются друг от друга по величине, они расположены в перспективе и движутся в разные стороны, будто художник специально изображал моменты настоящей жизни.

Смотреть иллюстрации: Автомобиль, Воздухоплавание
Купить книгу Myshop | Озон | Лабиринт

Петербургские повести

Автор Николай Гоголь
Иллюстратор Ника Гольц
Издательство Речь

Издание «школьной классики» с хорошими иллюстрациями – это тренд последних лет. Правда здесь мы наблюдаем некоторую диспропорцию: никто пока не взялся выпустить иллюстрированное издание «Войны и мира» или, допустим, «Обломова», зато произведения Н. В. Гоголя пользуются неизменной популярностью у издателей. В последние годы мы видели «Ночь перед Рождеством» с иллюстрациями О. Ионайтис, «Сорочинскую ярмарку» и «Нос», проиллюстрированные Г. Спириным, «Вечера на хуторе близ Диканьки» с цветными картинками В. Чугуевского, «Мёртвые души» с графикой М. Шагала, и это далеко не полный список! В январе издатели предлагают нам целых два иллюстрированных сборника «Петербургских повестей»: в «ИД Мещерякова» вот-вот выйдет книга, оформленная работами Лидии Подлясской, а издательство «Речь» в январе представляет читателям очередную забытую работу Ники Гольц.

Ранее произведения Гоголя с этими графическими иллюстрациями, выполненными тушью и чуть тонированными акварелью, выходили во «взрослых» издательствах трижды: в 1978 и 1984 (два разных сборника в один год), однако каждый раз качество полиграфии оставляло желать лучшего. Издательство «Речь», как это часто бывает, не повторяет предыдущие издания, а делает своё: к графическим работам художницы добавлены акварельные форзац и нахзац, сделанные, по всей видимости, раньше этого цикла иллюстраций, а также несколько рисунков, не публиковавшихся ранее. Книга отпечатана в Латвии.

«Петербургские повести» у Ники Гольц получились достаточно резкими и контрастными, с большим количеством прямых линий и острых углов. По настроению они жёстче детских работ художницы, в них больше трагизма и сатирических ноток.

Ника Гольц ушла из жизни пять лет назад, а мы всё продолжаем заново открывать для себя её творчество. Только за последние два месяца в издательстве «Речь» вышло пять книг с её иллюстрациями: помимо сборника Н. В. Гоголя, был представлен трёхтомник европейских сказок, ранее выходивший в издательстве «Московские учебники», и книжка-картинка «Сказка моей жизни» о жизни и творчестве Г.-Х. Андерсена. В феврале читателей ждёт ещё одна радость: двухтомник произведений Э. Т. А. Гофмана с цветными и чёрно-белыми иллюстрациями Ники Гольц.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт

Единорог

Автор Английские и ирландские стихи и сказки
Иллюстратор Сергей Любаев
Издательство Нигма

«Единорог» — это уже довольно известный сборник классических англо-саксонских детских текстов, созданный поэтом и переводчиком Григорием Кружковым и художником Сергеем Любаевым. Перед нами уже третье издание книги: первое, в 2003 году, было осуществлено «Молодой гвардией» и принесло художнику Диплом ММКВЯ в номинации «Иллюстратор», второе сделали в издательстве «Арбор» в 2009, и вот сейчас книга вновь появилась в «Нигме».

Цветные рисунки, выполненные в характерной манере художника, чередуются с коллажами, в которых были использованы игрушки из коллекций А. Е. Акишина, А. Л. Егорова и самого Сергея Любаева, старинные английские рисунки и гравюры. Часть книги с произведениями Эдварда Лира сопровождается рисунками самого поэта.

Художник поделился впечатлениями о работе над этой книгой: «Работая над «Единорогом», мы не преследовали цель сделать детскую книгу. Мы делали её вроде как бы для себя. А поскольку придумывали и фантазировали как дети, работали с детскими материалами — игрушками, весёлым рисованием, то и книга наполнилась «детскостью». Но в то же время нельзя было забывать, что это своеобразная антология детской английской литературы, нельзя было терять нить английского аристократизма… И вот однажды у моего друга, художника и коллекционера игрушек, Аскольда Акишина я увидел сидящего на шкафу презабавного человечка. Это был деревянный, от руки раскрашенный Шалтай-Болтай — в котелке, во фраке, в штиблетах. Такой весёлый придурочный аристократ. Он и стал первой игрушкой, пробегающей свою жизнь по страницам книги. Вместе с котами, спотыкаясь об них и пытаясь их обогнать! Ну и чтобы Шалтаю не было одиноко среди букв и картинок, я подселил к нему других вековечных спутников детей — солдатиков, кукол, кораблики-машинки… Их объёмы, материальность очень оживили плоскость страниц, вошли во взаимодействие с вживлёнными в эту плоскость рисунками и старинной графикой. Это для разнообразия и документальности я «вплёл» в свои рисунки фрагменты гравюр и орнаментов из старых английских книг. Сразу запахло «старой, доброй» Англией!»

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Myshop | Озон | Лабиринт

Вот тебе раз!

Автор Артур Гиваргизов
Иллюстратор Сергей Любаев
Издательство Мелик-Пашаев

Как подумаешь о книгах с картинками Сергея Любаева (кстати, единственном из отечественных художников, кто трижды выдвигался на Мемориальную премию Астрид Линдгрен), вспоминается пословица «Не было ни гроша, да вдруг алтын». За последние два месяца вышли целых две книги с его работами: упомянутый выше «Единорог» и совершенно новый сборник небылиц Артура Гиваргизова «Вот тебе раз!», также проиллюстрированный Любаевым.

Автор и художник не работали вместе, как в предыдущем случае, они даже не были знакомы, однако книга получилась на удивление гармоничной и, что важно, оригинальной. Изобретательные небылицы Гиваргизова очень небольшие, всего несколько строчек, так что основное пространство разворота занято иллюстрацией, смешной, подробной и полной необычных персонажей.

Давние поклонники творчества Сергея Любаева сразу отметят, что эти работы отличаются от большинства других. Во-первых, картинки нарисованы на ярком фоне: синем, красном, зелёном или жёлтом. Во-вторых, мы практически не видим за обилием разноцветных деталей привычного выраженного, чуть кривоватого контура, характерного для большинства его иллюстраций. Очень интересно художник работает с белым цветом: поскольку фон чаще всего тёмный, он смог позволить себе массу белых контурных изображений и деталей, выполненных белым. Что до сюжетов рисунков, то они чаще всего дополняют написанное автором, художник додумывает не описанные микросюжеты и не упомянутых второстепенных персонажей, становясь соавтором книги.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Myshop | Озон | Лабиринт

Маленький театр Ребекки

Автор Ребекка Дотремер
Иллюстратор Ребекка Дотремер
Издательство Манн, Иванов и Фербер

Ребекка Дотремер – одна из самых популярных художниц современности, художник-оркестр, работающий одновременно в нескольких областях – живописи, книжной иллюстрации, рекламе (именно она придумывала визуальный ряд для компании Kenzo), анимации. Она создаёт не более двух книг в год, однако этого оказалось достаточно для того, чтобы появился целый сонм «подражателей», художников, работающих в очень похожей манере. В чём она состоит? Это, пожалуй, все оттенки красного, изящные, необычно вытянутые персонажи, чуть искажённые пропорции, сочетание разных узоров, из которых состоят фоны, детали одежды персонажей, и обилие гротеска.

«Маленький театр Ребекки» — своего рода промежуточный итог работы художницы, выполненный в совершенно необычной форме: на каждой странице изображена оригинальная новая сцена с героями какой-нибудь книги художницы, при этом все цветные детали вырезаны по линии рисунка с помощью лазера, так что в итоге получается тончайшее ажурное полотно, заполненное персонажами, число которых уменьшается (или увеличивается, в зависимости от того, с какого конца вы листаете книжку) от разворота к развороту. Во Франции книга вышла в 2012 году, спустя пять лет издательство «Манн, Иванов и Фербер» решилось на её издание в России. Из-за сложностей полиграфического исполнения тираж пришлось печатать за границей, так что шедевр получился весьма дорогим.

Перед нами уже пятая книга Ребекки Дотремер, изданная в России. В 2014 году в издательстве «Махаон» появилась самая знаменитая работа этой художницы – «Принцессы неизвестные и забытые», та самая, которая за десять лет до этого впервые появилась во Франции и за десять дней была полностью раскуплена. Затем в той же издательской группе друг за другом были напечатаны интерпретации художницы на темы «Сирано де Бержерака», «Ходжи Нассредина» и «Алисы в стране чудес».

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Myshop | Озон | Лабиринт

Длинное долгое путешествие

Автор Ян Валь
Иллюстратор Лоран Гапайар
Издательство Манн, Иванов и Фербер

Ещё одна красивая книга от издательства «Манн, Иванов и Фербер» представляет нам нового французского иллюстратора Лорена Гапайара. В ней в форме книжки-картинки рассказывается история экспедиции, начавшейся в 1825 году, которая вела жирафа – подарок египетского паши французскому королю – из Африки в Европу.

Иллюстрации художника отсылают читателя к традиции романтизма в живописи, может потому что именно эта традиция процветала в искусстве, когда смотрители в течение двух лет вели и везли жирафа в Европу. Книжка в общем-то не удивительна по форме: каждый разворот занимает цветная реалистичная иллюстрация с детальным и в то же время чуть идеализированным изображением какой-нибудь сцены путешествия экспедиции. Перед читателем развернутся пейзажи саванны и тропических лесов, морские путешествия на парусных кораблях и виды необычайных портовых городов. На небе, море, каждом дереве, горном хребте и персонаже тщательно прорисованы все детали.

Лорен Гапайар остается для нас в определённой степени загадкой: информации о нём в Интернете до смешного мало, личный блог художника уже несколько лет как не обновлялся, интервью он также не даёт. Известно, что он проиллюстрировал уже три книги разных авторов (рисунки в каждой сделаны в разной манере, определённой темой и адресацией текста), последняя – как раз «Длинное долгое путешествие» — вышла в 2015 году. Помимо этого, Гапайар занимается классической живописью, а также активно работает в анимации, например, он принимал участие в создании таких мультфильмов, как «Девять» и «Астерикс: земля Богов» и «Эволюция».

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Myshop | Озон | Лабиринт

Снежный олень

Автор Чжан Чжэминь
Иллюстратор Чжан Чжэминь
Издательство Поляндрия

Новая зимняя книжка-картинка от издательства «Поляндрия» адресована, пожалуй, юным эстетам. В ней нет никакого буйства цвета и особенной динамики: лесные животные, нарисованы светлыми серыми и коричневым тонами, на пространстве разворота много белого, а в силуэты приходится вглядываться, чтобы рассмотреть зимний лес. Так разворачивается история о том, как олень, пытаясь защитить своего оленёнка, превратился в дерево. Очень выразительно ветвистые оленьи рога преображаются в ветви дерева, пока другие животные, нарисованные разными оттенками серого, наблюдают за ними. Вскоре наступит весна и вместе с ней хороший конец этой книжки.

«Поляндрия» вновь предлагает маленькому читателю стать немного созерцателем и чуть-чуть философом, но примечательно здесь не только это. Пожалуй, впервые издательство знакомит нас с тайваньским иллюстратором. Удивительно, но мы до сих пор очень плохо знакомы с современными детскими иллюстраторами из Японии и Юго-Восточной Азии, несмотря на то, что они регулярно участвуют в выставке книжной иллюстрации в Болонье и даже становятся её лауреатами. Лишь пару лет назад та же «Поляндрия» издавала лаконичные работы японского автора Ко Окада, да «Манн, Иванов и Фербер» переводит книги Джимми Лиао, тайваньского художника, известного по всему миру. Автор и художник «Снежного Оленя» Чжан Чжэмин довольно активно издаётся у себя на родине, однако на Западе более-менее известна лишь одна его книга – «I love you», изданная в американском издательстве и вошедшая в финальные списки категории «нон-фикшн» Bologna Children’s Book Fair в 2011 году.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Myshop | Озон | Лабиринт

Тихо! У нас есть план

Автор Крис Хоутон
Иллюстратор Крис Хоутон
Издательство Поляндрия

Ужасно смешная книга представляет своего рода «докучный» сюжет о трёх глуповатых охотниках, которые заметили в лесу птичку и раз за разом пытаются поймать её сачком, и малыше, провоцирующем охотников на диалог. Вся книга нарисована оттенками синего, серого и чёрного, и только птичка выделена яркими пурпурными и жёлтыми оттенками.

На идею книги художника натолкнул спектакль теневого театра Mr. Bunk «Swamp Juice». Именно тогда Хоутон решил создать комичную историю с погоней и ловушками. Также ему было важно, чтобы книжка совпадала стилистически с двумя предыдущими: «A Bit Lost» и «O, Jeorge!». Художник признался, что старается создавать такие книги, которые были бы понятны без слов, он максимально упрощает изображения и стремится использовать как можно меньше цветов, избегая сложных переходов и оттенков, одна деталь у него почти всегда раскрашена одним цветом.

Работа над книгой заняла два года и, если учесть, что в ней всего 103 слова (включая заголовок), получится, будто он писал по одному слову раз в шесть дней, хотя на самом деле это не так: первый год он придумывал идею и сюжет, а на протяжении второго года рисовал. Сначала в большом скетчбуке были нарисованы простым карандашом развороты, затем Крис сделал аппликации персонажей и нарисовал фоны, после чего отсканировал их и раскрасил в компьютере.

Ирландский иллюстратор Крис Хоутон создал уже четыре книжки-картинки в очень узнаваемой манере: на их страницах смешные и трогательные персонажи изображены с минимальной детализацией на ровном цветном фоне. «Тихо, у нас есть план!» — третья его книга, которая выходит одновременно с последней, четвёртой, «Всем спокойной ночи!» В 2014 году книга получила Премию Ассоциации иллюстраторов и несколько других наград в разных странах, а также вошла в Длинный список Медали Кейт Гринуэй.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Myshop | Озон | Лабиринт

Счастливый день с папой

Автор Пржемислав Вехтерович
Иллюстратор Эмилия Дзюбак
Издательство Речь

Книга о папе-медведе и его сыне-медвежонке, которые гуляют по лесу и обнимаются со всеми встречными живыми существами, не сообщает читателю ничего нового, ведь темы родительской любви, ощущения безопасного и доброжелательного мира и толика юмора звучат практически в каждой истории для читателей 2-5 лет. Отличаются все эти книжки лишь одним – визуальным решением. В данном случае каждый разворот книги сделан по-разному: где-то полосная иллюстрация занимает левую часть страницы, а справа текст перемежается с картинкой, где-то – наоборот, некоторые развороты выполнены в стилистике комикса, когда на одной странице размещено сразу несколько мизансцен, а самые важные эпизоды отражены крупными двухполосными картинками.

Молодая польская художница Эмилия Дзюбак – автор множества иллюстраций к книжкам-картинкам для малышей. Первую свою книгу – это был сборник кулинарных рецептов для детей «Gratka dla małego niejadka» – она нарисовала в 2011 году и сразу была отмечена премией иллюстраторов в Южной Корее. С тех пор было создано немало других историй, в их числе и «Счастливый день с папой», который в 2012 году номинировали на конкурс Польского сообщества книгоиздателей «Самая красивая книга года», а в 2014 Эмилия Дзюбак получила национальную премию за иллюстрации к книжке. Кроме «Счастливого дня с папой» издательство «Речь» представило читателям и другие книги художницы – «Быть тигром» и «Мамина улыбка». В этом же месяце издательство «Клевер-Медиа-Груп» выпустило виммельбух художницы «Год в лесу. Найди и покажи». Интересно, что Эмилия Дзюбак совершенно не использует традиционные материалы для рисования, все иллюстрации она создаёт при помощи компьютера.

Заметим, что это не первая и не последняя книжка-картинка о медведях, которые хотят обниматься: в 2013 году «Поляндрия» представила книжки британца Дэвида Меллинга «С кем обняться медвежонку?» и американского художника Питера Брауна о доброжелательной медведице Люси, а в 2014 году в издательстве «Самокат» выходила история канадского иллюстратора Николаса Одленда «Медведь, который любил обнимать деревья».

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Myshop | Озон | Лабиринт

Были использованы следующие материалы:

Официальные сайты упомянутых издательств
Дарья Герасимова «Ермолаева Вера Михайловна»
Дарья Герасимова «Тамби Владимир Александрович»
«Петербургские повести» в рисунках Ники Гольц
Сергей Любаев о «Единороге»
Chris Haughton «The making of Shhh! We have a plan»

Друзья! Вы можете поддержать наш проект, чтобы мы могли развивать его и публиковать больше интересных авторских материалов об иллюстрированной книге.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *