Лучшие иллюстрированные книги марта 2017

Автор обзора: Евгения Шафферт

Из переписки с коровой

Автор Тим Собакин
Иллюстратор Зина Сурова
Издательство Эгмонт

В 2009 году издательство «Эгмонт» (тогда ещё оно издавало не только раскраски «по Диснею» и журналы, но и настоящие книги) выпустило серию «Пёстрый квадрат», составителем которой выступил писатель и поэт Артур Гиваргизов. Пять квадратных книжек представили произведения современных российских авторов, проиллюстрированные современными художниками: Максимом Покалевым, Надеждой Суворовой, Натальей Корсунской, Екатериной Силиной и Зиной Суровой. В том же 2009 году все «пёстрые квадраты» получили диплом «Образ книги» и были признаны лучшими детскими книжками года. Спустя восемь лет книжки возвращаются к читателям, серия переиздана и даже дополнена: сборник стихотворений упомянутого уже Гиваргизова «Когда некогда» с картинками Инны Дешалыт переехал в квадратный формат прямо из «Поэтической серии» издательства «Самокат».

Одна из ярких книжек «Пёстрого квадрата» — это сборник произведений Тима Собакина «Из переписки с коровой», который издавался не один раз и всегда удачно: в 1991 году цикл поэтических «писем» деревенской коровы Нюры и городского писателя появился в «Детской литературе» с иллюстрациями Вадима Меджибовского, а в 2009 году картинки для неё нарисовала Зина Сурова.

Каждый разворот оформленной ей книги подчинён логике, заданной конкретным стихотворением: где-то читатель увидит пейзаж, где-то сюрреалистичный натюрморт, а на некоторых страницах – персонажей и сюжетные сцены. Зина Сурова выбирает чистые яркие тона и не брезгует мелкими деталями, во множестве рассыпанными по книжке. Художник не боится текста и активно взаимодействует с ним: где-то стихотворение расположится на стене дома, где-то на облаке, а то и в окошках трамвая – пустого пространства в книге нет и почти везде буквы размещаются на цветном фоне (что, впрочем, не затрудняет чтение). Зина Сурова создавала иллюстрации полностью вручную – рисовала тушью и акрилом на цветной и белой бумаге, делала коллажи с использованием пуговиц и верёвочек. Дизайнером книги стал её муж Филипп Суров.

Зина Сурова – пишущий художник, у неё вышло несколько авторских книг, в том числе «Кораблик любви» («Самокат», 2007) и «Чаепитие на воздушном шаре» («ТриМаг», 2010). Кроме того, она работает декоратором, дизайнером, занимается живописью.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт

 

Диалог у новогодней ёлки

Автор Юрий Левитанский
Иллюстратор Наталья Салиенко
Издательство Детгиз

Почти все знают как минимум одно стихотворение Юрия Левитанского, точнее песню – ту самую, «Что происходит на свете…», которая звучит в фильме «Москва слезам не верит». Это типичный случай, когда талантливый в общем-то поэт в глазах массовой аудитории становится «поэтом одного стихотворения» (так стало, например, и с Александром Тимофеевским и его «Пусть бегут неуклюже…»), при этом мало кто догадывается, что за годы творчества у него накопилось не только много разного, но даже отдельная стопка рукописей с детскими стихотворениями. Спасибо составителям сборника, Ирине Машковской и Михаилу Яснову, которые расширяют наши поэтические горизонты, и иллюстратору Наталье Салиенко, которая в очередной раз придумала новый способ изобразить текст, оставаясь узнаваемой.

Иллюстрации к душевным лёгким стихотворениям поэта-шестидесятника выполнены цветными карандашными контурами, лишь некоторые, самые важные детали раскрашены. Как обычно, одной-двумя линиями Салиенко удаётся передать позу, мизансцену, пейзаж или фразу. Белый цвет здесь как будто – самый важный, а на иллюстрациях много воздуха и света, который и не нуждается в общем-то в заполнении.

Салиенко относится к тем иллюстраторам, которые для каждого текста изобретают свой подходящий стиль рисунков. Она может делать полностью монохромные иллюстрации, в которых пространство рисунка плотно занято деталями, как это было в двухтомнике Джин Бёрдселл про сестёр Пендервик (издательство «Розовый жираф», 2012-2013 гг.). В «Сказках для Каприны» Мориса Карема (издательство «Розовый жираф», 2009) иллюстрации также однотонные, но на этот раз художница выбрала сепию. В сборнике стихотворений Натали Волковой «Не белом листочке» («АСТ», 2012) как нельзя более подходящие контурные иллюстрации тушью, а вот в «Алых парусах» Александра Грина уже цветные полосные картинки.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Myshop | Озон | Лабиринт

 

Контрольный диктант и древнегреческая трагедия

Автор Артур Гиваргизов
Иллюстратор Алиса Юфа
Издательство Мелик-Пашаев

Сборнику коротких юмористических пьес Артура Гиваргизова повезло дважды: в первый раз в 2009 году, когда он вышел в издательстве «Самокат» с иллюстрациями Александра Войцеховского, второй раз – сейчас, при переиздании книги с иллюстрациями молодой художницы Алисы Юфа. Не то чтобы подход и прочтение этих двух художников радикально отличались, да, они рисуют по-разному, но оба очень хорошо считывают юмор писателя и предпочитают отражать это своё понимание в стиле примитивизма.

Гиваргизов вообще счастливчик: в последнее время издания его книг, оформленных талантливыми современными художниками, появляются чуть ли не каждый месяц, а по поводу сборника пьес на своей странице в facebook он написал вот что: «”Контрольный диктант и древнегреческая трагедия” с иллюстрациями Алисы Юфы. Мечтал, что у меня когда-нибудь выйдет книжка с картинками Алисы Юфы… Всё очень просто. Надо четыре года помечтать. Я этим приёмом пользуюсь с детского сада. Обычно через три-четыре года появляется какой-нибудь дедушка, подходит, просит перевести через дорогу, а потом: “А я ведь волше-е-е-ебник. Ну что там у тебя? Только быстро”. Но последний по времени случай ‒ особенный. Потому что и без дедушки-волшебника получилось, и без спешки… Потому что издательство Мелик-Пашаев. Это круче». Получилось и впрямь хорошо: небольшие картинки, размещённые внутри текста, чередуются с крупными разворотными иллюстрациями, на которых шутки писателя изящно обыгрываются, дополняются не упомянутыми в диалогах деталями, то есть полной отсебятиной, которая выглядит гармонично и уместно.

Нынешние издатели не обходят вниманием питерскую художницу: только в марте этого года изданы три книжки с её картинками – описанный здесь Гиваргизов и переиздания издательства «Самокат» с её новыми картинками (ранее эти две книги выходили с другими иллюстрациями) – а парой месяцев ранее в издательстве «АСТ» появилась «Новогодняя сказка» Максима Кронгауза и Марии Бурас, также оформленная работами Алисы Юфа.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Озон | Лабиринт

 

Рыжие леса

Автор Николай Голышев
Иллюстратор Маша Судовых
Издательство Поляндрия

Издательство «Поляндрия» редко обращается к творчеству российских авторов, зато почти всегда это удачный и любопытный опыт, в первую очередь, конечно, визуальный и читательский. Книга стихотворений необычного поэта Николая Голышева вышла в формате книжки-картинки со сдержанными реалистичными иллюстрациями Маши Судовых.

Каждый верлибр поэта – это наблюдение за каким-то моментом жизни природы и эмоции по этому поводу. Стихотворения переполнены неожиданными сравнениями и необычными метафорами, но в целом это реалистичный, хотя и весьма нетривиальный взгляд на мир. Иллюстрации художницы вполне соответствуют текстам: перед нами пейзажи леса с деревьями и небом и луга с огромными одуванчиками, розами и ромашками, увиденные с необычных ракурсов и изображённые в серо-жёлтых тонах. Судовых использует карандаш и акварель, рисует выразительно, но без излишеств, где-то даже аскетично. Ни на одной из иллюстраций мы не встречаем человека, даже автора, лишь на последних двух разворотах появляется дом, деревенская избушка со светом в окошке.

«Рыжие леса» — это дебют иллюстратора Маши Судовых в России. Она живёт в Лондоне, где работала над оформлением нескольких книжек-картинок, например, проиллюстрировала стихотворение Х. Беллока «Як». По словам художницы, главное в её творчестве – это изображение движения реальной жизни, тех удивительных и вдохновляющих деталей, которые люди, занятые повседневной суетой, обычно не замечают. Сборник стихотворений Николая Голышева – это особенный проект, по словам Маши, книжка «самая настоящая, очень мной любимая, с самыми трогательными и пронзительными стихами, которые мне довелось прочесть и прочувствовать в последнее время».

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Myshop | Озон | Лабиринт

 

Маленький паровозик

Автор Ольсен Иб Спанг
Иллюстратор Ольсен Иб Спанг
Издательство Мелик-Пашаев

Иб Спанг Ольсен, автор из Дании, немного знаком российскому читателю, правда не как художник, а в качестве сказочника: ещё в 1990 году его сказка «Болотница пиво варит» вошла в антологию скандинавских сказок «Подарок тролля» (к сожалению, в переиздании сборника 2013 года сказки не оказалось). Между тем, полная библиография Спанг Ольсена насчитывает около сотни названий, а высшую награду в области детской литературы – премию Андерсена – в далёком уже 1972 году он получил не за литературное творчество, а за выдающиеся иллюстрации. «Маленький паровозик», впервые изданный в начале 50-х гг. прошлого века, стал для российских читателей первым знакомством с творчеством Иба Спанг Ольсена — художника.

Паровозик из книги датчанина как будто знакомец советского «Паровозика из Ромашково», героя Г. Сапгира и Г. Цыферова, и «Маленького буксира», придуманного И. Бродским, он так же не одобряет скучной повседневности и ежедневного конвейера рабочих обязанностей и решает нарушить заведенный порядок, уехав в путешествие в соседний городок. Художник скрупулёзно изображает этот один необычный день из жизни паровозика: он едет по сельской местности, встречает обычные вещи, случайно заезжает в домик госпожи Йенсен. На карандашных рисунках читатель видит очень сдержанную, реалистичную палитру, в которой нет ни единого намёка на «мультяшную яркость», художник как будто специально старался использовать только те цвета, которые встречаются в обычной сельской жизни, не раскрашенной яркими пластиками и неоновыми витринами. Ещё одной отличительной чертой рисунков книги является их юмористическая составляющая, временами даже вспоминается мастер смешного рисунка Квентин Блейк, правда у Ольсена больше линий и картинки его существенно плотнее и реалистичнее.

Как и многие талантливые художники, Иб Спанг Ольсен не сразу нашёл своё призвание: сначала он стал учителем, долгое время преподавал, и только в 1942 году стал регулярно заниматься художественным творчеством: ежедневно рисовал карикатуры, иллюстрировал детские книги, оформлял афиши и плакаты и делал ещё десятки вещей. Нередко он работал в соавторстве с поэтом Хальфданом Расмуссеном, в Дании их творчество воспринимается в непременной связке. Несмотря на это, в СССР редкие стихотворения Расмуссена всегда публиковались с другими иллюстрациями или вовсе без них.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Myshop | Озон | Лабиринт

 

Корабли. Искусство навигации от первобытных времён до наших дней

Автор Али Митгуш
Иллюстратор Али Митгуш
Издательство Мелик-Пашаев

Издательство «Мелик-Пашаев» представляет читателям визуальную энциклопедию об освоении водных пространств человеком и развитии водного транспорта. На страницах книги содержатся группы рисунков с короткими подписями, собранные по тематическому принципу. Изображения морских животных, предметов и изобретений перемежаются с сюжетными картинками, зачастую юмористическими. Митгуш, как обычно, точен в деталях, его рисунки подробны и реалистичны.

Али Митгуш – признанный создатель популярнейшего жанра «мельтешащих книжек», wimmelbuch. Его книга «В городе» (в России пока не была издана) впервые вышла в 1968 году и считается первым изданием жанра wimmelbuch в Германии, с тех пор он придумал и нарисовал десятки подобных книжек и визуальных энциклопедий, и не собирается останавливаться. По словам самого художника, которому сейчас 82 года, он рисует каждый день, глядя на город и людей с балкона, и не представляет, как можно жить без рисования. Митгуш признает, что за несколько десятков лет придуманный им жанр изменился: если сначала педагогическая общественность критиковала его подход, считалось, что ребёнок не в состоянии охватить разнородный и перенасыщенный «мельтешащий» мир, то сегодня существуют целые методики работы с виммельбухами. Ещё в какой-то момент в книгах появился текст, облегчающий уставшим после работы родителям коммуникативную задачу, которую непременно ставят подобные книги.

«Корабли» — это четвёртая книга Али Митгуша, изданная в России. Ещё в 2012 году в том же издательстве «Мелик-Пашаев» появились его виммельбухи «Пиратская книга» и «В деревне», а в начале этого года издательство «Росмэн» представило «Мою большую книжку-картинку», четырнадцать разворотов которой демонстрируют ребёнку жизнь современного города.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Озон | Лабиринт

 

Картонный ZOO-квартет

Автор поэтический сборник
Иллюстратор Рудольф Лукеш
Издательство Лабиринт

Серия из четырёх панорамных книжек-картонок «Картонный ZOO-квартет» для самых маленьких читателей с объёмными иллюстрациями чешского художника Рудольфа Лукеша стала первым знакомством российских читателей с творчеством знаменитого чешского иллюстратора. Впрочем, сами чехи издали его довольно поздно: после переворота 1948 года художнику запретили работать по специальности в киностудиях, он трудился в Национальном техническом музее, а книжки рисовал для зарубежных издательств и умер задолго до бархатной революции. Лишь в прошлом году чешское издательство «Альбатрос» представило своим читателям его «панорамки» для малышей.

История этих небольших книжек, пожалуй, почти триумфальная. В 1960 году чешское издательство «Артия», выпускавшее детские книги для зарубежных стран, объявило анонимный конкурс, лауреатом которого стали картонки Лукеша про животных. Книжки настолько понравились западным читателям, что в середине 60-х гг. художника пригласили в качестве почётного участника Лондонской книжной ярмарки. Там книги чешского иллюстратора с удовольствием рассмотрели королева и её муж, а художник с женой получили приглашение на чай в Букингемский дворец.

Для первых изданий Лукеша короткие стихотворные тексты сочинял поэт Михал Черник. В русских изданиях отказались от идеи перевода, вместо этого иллюстрации сопровождаются строчками лучших советских и современных поэтов – В. Берестова, В. Лунина, М. Яснова и других.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт

 

Волшебная пряжа

Автор Мак Барнетт
Иллюстратор Джон Классен
Издательство Карьера-Пресс

Сюжет о том, как искусство и бескорыстное добро меняют мир к лучшему, очень типичен для книжек-картинок. Герой книги Питера Брауна «Удивительный сад» («Поляндрия», 2012) облагораживает серый город, заполняя его цветами, таинственный садовник из книги братьев Фэн «Ночной садовник» («Поляндрия», 2016) совершает подобное чудо с помощью садовых скульптур. В книжке «Волшебная пряжа» девочка Анабель вяжет для всех жителей своего серого и мрачного города радужные свитера, и её город цвета сажи и снега тоже преображается. В цветные свитера одеваются все – от собаки до дерева, а слух о волшебном превращении города окажется таким громким, что туда приедет сам герцог. Ничего хорошего в этом нет: он оказывается завистливым жуликом и крадёт у Анабель коробочку с разноцветной пряжей. Но у нас ведь детская книжка, так что коробочка сама собой возвращается к девочке, и та продолжает свою вязальную эпопею.

Классен из тех иллюстраторов, которые активно пользуются компьютером, сочетают ручное рисование с цифровым. Для этой книги он сначала гуашью и тушью нарисовал пейзажи мрачного города, а затем отсканировал разноцветный свитер и дополнил рисунки получившимися фактурами. Его пейзажи просты и не стремятся к реализму, куда важнее, по мнению художника, показать читателю значимые для него символы. Без них какой угодно сложный и красивый рисунок не найдёт отклика в сердце!

«Волшебная пряжа» собрала целый ворох профессиональных наград, в том числе была отмечена премией Caldecott Honor. Прелесть именно этой награды состоит в том, что художник книги, Йон Классен, в 2013 году стал двойным лауреатом: помимо упомянутой премии, он также получил высшую награду, медаль Калдекотта, за авторскую книжку-картинку «Это не моя шляпа». Спустя пару лет, в 2015 году, Классен вновь станет лауреатом этой премии и снова за книжку, созданную в соавторстве с Маком Барнеттом, «Сэм и Дейв копают яму».

Это вторая книга с иллюстрациями Йона Классена, изданная в России. В 2013 году издательство «АСТ» представило бестселлер «Где моя шляпа?». Писатель Мак Барнетт также знаком нашим читателям: в 2015 году книжка-картинка о маленьком привидении Лео с иллюстрациями Кристиана Робинсона выходила в «Карьере-Пресс».

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт

 

Великий бумажный аферист

Автор Оливер Джефферс
Иллюстратор Оливер Джефферс
Издательство Комильфо

Джефферс из тех художников, которые могут нарисовать простую книжку с минимумом деталей и двумя десятками предложений, допустим, про дружбу мальчика и пингвина, а она растрогает до слёз даже самых чёрствых взрослых. Подчёркнуто кривые иллюстрации с минимумом деталей заставляют сосредоточиться на самом важном и уловить только одну, очень сильную эмоцию. Впрочем, он умеет не только растрогать, но и насмешить, именно так происходит в лесном детективе про медведя и остальных лесных жителей.

В книге о великом аферисте мы видим все характерные черты стиля Джефферса: однотонные фоны, много пустого пространства, маленькие, подчеркнуто просто нарисованные персонажи, стоящие в стороне, рукописный корявый шрифт, имитирующий руку нерадивого школьника. В то же время именно здесь встречается достаточно сложное с сюжетной и композиционной точки зрения рисование, например, изображение комнаты, в которой медведь совершает свои махинации. Этот художник обращается к деталям лишь тогда, когда того требует сюжет, во всех остальных случаях он выберет эмоцию.

Простота рисунка Джефферса во многом иллюзорна. На самом деле он может рисовать как угодно и владеет всеми возможными материалами и техниками. Другое дело, что художник изо всех сил старается избегать «синдрома Мэрайи Кэри»: если ты владеешь восемью октавами, то стараешься продемонстрировать это в каждой песне. В книжной иллюстрации, по мнению Оливера, подобного быть не должно, нужно быть точным, тонким и ограничивать себя, избегая излишеств.

«Великий бумажный аферист» — десятая книга с иллюстрациями Оливера Джефферса, опубликованная в России. У нас изданы как книжки-картинки в исполнении Джефферса, так и текстовые книги, для которых он делал чёрно-белые иллюстрации.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Myshop | Озон | Лабиринт

 

Мениньо

Автор Исоль
Иллюстратор Исоль
Издательство Ай

Про Исоль, иллюстратора из Аргентины, мы узнали ещё в 2013 году, когда она получила премию Астрид Линдгрен (до этого она один год была просто номинантом, а также дважды входила в короткий список премии Андерсена), а вот первой её книжки на русском языке дождались лишь спустя четыре года. Издательство «Ай» представляет авторскую историю о появлении на свет младенца, выполненную в жанре книжки-картинки.

«Мениньо» — история, основанная на реальных событиях (правда не уникальных, а общих для всех родителей и детей), – довольно новая книга, на испанском она издана в 2015 году. В ней мы видим характерные черты рисунка Исоль: яркие цветные пятна, двойной контур, искажённые пропорции, исключительную правдивость, фактическую и эмоциональную. Книга похожа на альбом, самостоятельно заполненный любым родителем, в нём фактура бумаги просматривается сквозь рисунки, и на каждом развороте – море любви.

Своим творчеством Исоль призывает детей и взрослых «стать грамотными» – научиться читать картинки, как слова, так мы не только начнём лучше понимать искусство, но и лучше осознаем самих себя. Её книги изначально двуадресные, ведь нынешнее поколение родителей не станет читать ребёнку книжку, которую не хочется прочесть сами.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт

 

Были использованы следующие материалы:

Сайты издательств, упомянутых в тексте
Ура!
Официальный сайт Маши Судовых
Иб Спанг-Олсен
Meine Buecher sollen nicht quaken und grunzen (интервью с Али Митгушем)
Ich spare nichts aus (интервью с Али Митгушем)
Rudolf Lukeš: Návrat ze zapomnění
Исоль

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Смотрите также

Просмотров: 3696
вверх

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.